Свои среди чужих. Как петербуржцам сэкономить в общественном транспорте?

На днях нам объявили, как вырастет плата за проезд в городском транспорте с 1 января 2020 года. Как обычно, окончательный вариант оказался чуть скромнее ранее озвученных предположений. По крайней мере что касается метро: разовый билет в подземке будет стоить все же не 60, а 55 рублей, в наземном транспорте - 50. То есть рост тарифа к нынешнему составит, соответственно, 20 и 25%. Нас уверяют, что столь резкое удорожание коснется лишь гостей города, покупающих в транспорте разовые жетоны и билеты. Но из собственного опыта мы знаем: рано или поздно такая ситуация может случиться с каждым из нас, горожан. А для того чтобы это происходило как можно реже, придется быть максимально внимательным, собранным и... подготовленным. Например, уже сегодня научиться экономить на транспорте с единой картой петербуржца.

Свои среди чужих. Как петербуржцам сэкономить в общественном транспорте? | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Как сообщается в пресс-релизе Смольного, подорожание проезда коснется не столько местных жителей, сколько туристов, составляющих значительную часть пассажиров, оплачивающих проезд наличными. «Ожидается, что в следующем году Петербург посетят более 9 миллионов туристов, из которых минимум 500 тысяч - по электронной визе. По подсчетам специалистов, общественным транспортом пользуются примерно половина прибывающих в наш город гостей. На деньги, которые туристы потратят на оплату проезда в пассажирском транспорте Петербурга, город сможет расширить парк общественного транспорта», - оптимистично заявляют чиновники Смольного.

Для местных же жителей (то есть владельцев разного рода проездных) стоимость проезда как в метро, так и в наземном транспорте Петербурга с 2020 года увеличится всего на 4%, уверяют власти. Например, пользователи «Подорожника» будут платить за поездку всего на два рубля больше, чем сейчас: в метро - не 36, а 38 рублей, в автобусе, троллейбусе и трамвае - не 31, а 33 рубля.

При этом чиновники подчеркивают: наличными оплачивают проезд только 15% пассажиров общественного транспорта Петербурга. Около 33% пользуются «Подорожником», 42% - иными льготными проездными билетами - для пенсионеров, студентов, школьников и других категорий. Оставшиеся 10% рассчитываются за проезд банковскими картами. Таким образом, стоимость проезда в общественном транспорте Петербурга для абсолютного большинства (а именно - для 75%) пассажиров увеличится на те самые скромные 4%.

Логика решения очевидна: если городской транспорт в силу разных причин с каждым годом становится все дотационнее, а количество прибывающих в город туристов все больше, разве должен городской бюджет софинансировать перемещения многочисленных гостей между достопримечательностями Петербурга? А только в нынешнем году, например, на субсидии транспортникам было потрачено около 40 миллиардов рублей из городской казны...

Говоря о разнице в тарифах для своих и чужих, уместно было бы вспомнить о такой новации, как единая карта петербуржца (ЕКП). Она выпускается на базе национальной платежной системы «Мир» и служит банковской картой, проездным, аналогом медицинского полиса и дисконтной картой магазинов, театров, медцентров и прочего. Казалось бы, именно ей предназначено облегчать бремя разнообразных повседневных расходов горожан, и прежде всего - транспортных. На это упирали и те, кто в последнее время продвигал ЕКП в массы. Например, с сентября нынешнего года широко освещалось, что владельцы единой карты петербуржца смогут ездить в метро не за 45, как по разовому билету, и не за 36, как по «Подорожнику», а всего за 30 рублей. Что и сподвигло многих горожан обратиться за такой картой в один из трех занимающихся их выпуском банков.

Но первый же опыт использования полученных ЕКП показал: вопросов к ней у владельцев пока больше, чем ответов.

Чтобы проехать по этой карте за 30 рублей в метро, ее нужно приложить к специальным считывающим устройствам на первом или последнем турникетах, отмеченных стикером бесконтактной оплаты банковскими картами (левая тумба первого багажного турникета или правая - последнего). Раз-другой-третий это, возможно, и получится. А в четвертый или пятый вы, с большой долей вероятности, столкнетесь с очередью у этих двух турникетов и предпочтете ради экономии времени достать из кармана старый добрый «Подорожник»... Столпотворение возле крайних «тумбочек» периодически наблюдается уже сейчас. А что будет, когда ЕКП получат и начнут ими пользоваться не десятки тысяч, как сейчас, а, скажем, миллион горожан? Впрочем, до той поры «акционная» скидка в метро явно не доживет: она анонсирована пока лишь до конца текущего года...

Еще проблема: необъяснимое попадание вашей ЕКП в некий стоп-лист перевозчика. На вопрос, из-за чего, дежурная у турникетов разведет руками: обращайтесь в банк, выдавший карту. Но и в банке ничего внятного насчет стоп-листа сказать, скорее всего, не смогут (проверено на себе, причем дважды). Банковские операторы «заряжены» исключительно на заполнение документов и снятие биометрии для изготовления ЕКП, так что разбираться, как на самом деле карта работает и каким образом можно оптимизировать транспортные расходы по ней, вам придется самостоятельно.

В стоп-лист ваша карта может быть помещена, если по ней была совершена поездка, за которую впоследствии не удалось списать средства. «Как это может быть, ведь я только что положил на ЕКП 500 рублей!» - возмущается ее хозяин. Прежде чем ругать новинку, разберитесь, в каком именно «кошельке»-приложении оказались ваши средства. Если вы вносили деньги через банкомат, то они на банковском счете карты, если в кассе метрополитена - значит они хранятся в ее транспортном приложении или, иными словами, в прикрепленном к ней виртуальном «Подорожнике».

Чтобы проехать в метро за 30 рублей, необходимо заплатить из банковского приложения, приблизив ЕКП к одному из специальных «бесконтактных» окошек у первого или последнего турникета. Если деньги на счете есть, с банковского приложения ЕКП спишется именно эта льготная сумма. Транспортное приложение в таком случае не используется. Но если на банковском счете денег нет, а на транспортном есть, вы можете пройти с этой картой через любой другой турникет, заплатив уже 36 рублей, как по обычному «Подорожнику».

А вот если на банковском счете ноль, а вы все же прошли через «бесконтактный» турникет, образуется отрицательный баланс (-30 рублей) и ваша карта попадает в стоп-лист. После погашения задолженности банк в течение суток выведет ее из «черного списка», и карта заработает, как прежде.

Вывод: в метро выгоднее рассчитываться бесконтактно банковским приложением ЕКП, деньги же на транспортном приложении стоит иметь лишь как страховку, на всякий случай.

В наземном транспорте, наоборот, банковским приложением лучше не пользоваться. Приходилось наблюдать в троллейбусе недоумение владелицы ЕКП, обнаружившей максимальное списание в размере разового билета за проезд - 40 рублей:

- Я плачу по единой карте петербуржца, почему мне это выходит дороже, чем по «Подорожнику»? Зачем я тогда эту карту вообще получала, если платить приходится больше, чем раньше? - возмущалась дама.

- Потому что для этого валидатора ваша ЕКП - все равно что любая другая банковская карта. С них всегда снимается по максимальному разовому тарифу, - отвечал кондуктор.

Почему-то он не объяснил пассажирке, что ЕКП (с открытым транспортным приложением) следовало бы прикладывать не к большому «бесконтактному» валидатору в центре салона, а к обыкновенному, которым пользуются владельцы проездных и «Подорожников», - в этом случае было бы задействовано именно транспортное, а не банковское приложение.

#транспорт #проезд #рост цен

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 224 (6577) от 28.11.2019 под заголовком «Свои среди чужих».


Комментарии