Главная городская газета

«ПитерКиТ» и море забот

299
Последние материалы Культура

Ключик к будущему

Благодаря участию в шоу «Голос-5» петербургскую певицу Леру Гехнер узнала вся страна. Но на музыкальном небосклоне ее звездочка светит уже давно. Лера ГЕХНЕР призналась, что всегда держит наготове ключик к будущему. Читать полностью

Телеприключения в миноре

Закончился показ очередного сезона сериала «Мажор». Позитивный момент появления данного образца отечественной сериальной продукции - он не является адаптированной версией очередного популярного зарубежного зрелища. Читать полностью

Сова среди цветов модерна

В Инженерном доме Петропавловской крепости Музей истории Петербурга представил публике новую постоянную экспозицию «Петербургский модерн». Она была давней мечтой музейщиков... Читать полностью
«ПитерКиТ» и море забот | предоставлено пресс-службой СПбГУКиТ

предоставлено пресс-службой СПбГУКиТ

Как мы уже сообщали, 17 октября открывается XIV международный фестиваль студенческих фильмов «ПитерКиТ» _ детище Санкт-Петербургского университета кино и телевидения. Накануне его ректор, профессор, президент фестиваля Александр ЕВМЕНОВ ответил на вопросы журналиста Клавдии ГРОМОВОЙ.

_ Александр Дмитриевич, «ПитерКиТ» был счастливо придуман заведующим кафедрой режиссуры, документалистом Виктором Семенюком в 2001 году как смотр достижений студентов и преподавателей творческой части вашего вуза. Однако стал событием и для города, и для профильных учебных заведений столицы _ ВГИКа и Высших курсов сценаристов и режиссеров. Как он развивается?

_ Весьма успешно. Нынешний фестиваль впервые приобрел статус международного. Университет сотрудничает с несколькими киношколами в Европе, поскольку мы считаем важным, чтобы наши выпускники были готовы к участию в международном кинопроизводстве. Уже не первый год у нас создаются интернациональные съемочные группы, которые работают над совместными проектами. В этом процессе гораздо более активно приобретаются профессиональные навыки. Восемь фильмов из Великобритании, Финляндии и Франции участвуют в нашем конкурсе.

Наш фестиваль несет в себе несколько идей. В следующем году все мы будем отмечать 70-летие Победы. Это тема фестиваля, которая отразится в церемонии открытия. Для нашего вуза это не формальная дата. Большинство фронтовых кинооператоров учились здесь на операторском факультете, который в 1935 году был переведен в Москву.

Многие наши педагоги принимали участие в создании замечательных фильмов о войне: к примеру, основатель факультета экранных искусств (ныне _ Институт экранных искусств) Семен Аранович, который снял «Торпедоносцев», или работающий ныне на кафедре операторского искусства Александр Чиров, снявший «Хронику пикирующего бомбардировщика». Студенты продолжают тему войны не как мемориальную, а как память сердца. Кинематографист должен чувствовать историю...

Еще одна важная тема _ олимпийская. 150 наших студентов работали на Олимпиаде в Сочи помощниками режиссеров, операторов, звукорежиссеров. Кроме того, было снято пять короткометражных неигровых фильмов студентами мастерской Алины Рудницкой и Сергея Винокурова по договорам со студией «Лендок», которые мы покажем на фестивале.

Фестиваль отзовется на 95-летие ВГИКа _ к нам на закрытие приедет Сергей Соловьев с программой лучших фильмов своей мастерской. Также в рамках фестиваля будет отмечаться 10-летие петербургской киностудии Proline-film: ее создатель кинокомпозитор и продюсер Андрей Сигле даст мастер-класс, как и сотрудничающие с ним режиссеры Сергей Овчаров и Константин Лопушанский, наши мастера.

Их фильмы будут показаны в превосходном техническом качестве в нашем уникальном киноконцертном зале на Бухарестской, 22, который оснащен по последнему слову техники. Когда в прошлом году фестиваль открывал Никита Михалков, он не удержался от восторга по поводу зала, который является площадкой для студенческого творчества. Недаром он в марте приезжал к нам на мастер-класс...


_ Мастер-классы _ большое подспорье в учебном процессе...


_ Безусловно. И у нас их традиционно дают многие члены жюри и гости фестиваля «ПитерКиТ». Ныне это известный режиссер-документалист Сергей Мирошниченко, который возглавил жюри. Он покажет свой первый фильм из серии «Рожденные в СССР» на открытии. Это и оператор-классик Александр Антипенко, который работал с Сергеем Параджановым, Тенгизом Абуладзе, Глебом Панфиловым. Еще в жюри продюсер Алексей Тельнов _ директор студии «Лендок», известный звукорежиссер Наталья Аванесова, многоопытный автор замечательных телепрограмм Надежда Виноградова.

Жюри конкурса сценариев возглавил драматург Юрий Клавдиев, который сейчас очень активно вовлечен в театральную и кинематографическую жизнь. В состав сценарного жюри вошла также продюсер кинокомпании «СТВ» Наталья Дрозд.

Созданы и два студенческих жюри _ в одно входят ребята со всех факультетов, а другое состоит из будущих киноведов.

На конкурс было подано более 120 заявок, из них для конкурсной программы отобрано 88 фильмов. Среди них _ сорок первых картин для конкурса первых фильмов «Дебют».


_ А какова роль фестиваля в жизни всего университета? Тут скажем читателям, что в его состав входят еще Институт медиатехнологий _ «технари» и Институт экономики и управления и медиакоммуникаций _ «экономисты».

_ «ПитерКиТ» _ это не только подведение итогов для «творцов», но и праздник для студентов всех институтов. Они смотрят студенческое кино, фильмы своих товарищей, приводят друзей, с удовольствием работают волонтерами на фестивале. Это самая простая и наглядная иллюстрация основного принципа жизни нашего университета и его конкурентного преимущества _ мы единственный вуз в мире, в котором сочетаются творческие, технические и экономические специальности, ориентированные на кино. Этот принцип реализуется на каждом этапе обучения и дает мощный синергетический эффект.

_ Например?


_ Для съемки фильма нужен продюсер. Студент-»экономист» входит в киногруппу и на реальном проекте видит, например, чем и как отличаются смета военного фильма от сметы мелодрамы. А студент-технарь слышит от своего товарища-оператора, какую тот хотел бы иметь киноаппаратуру для достижения того либо иного творческого результата. Таким образом, мы на практике уходим от некоей абстрактности обучения, которая неизбежна в узкоспециализированных вузах. Именно так можно создать успешных кинематографистов.


_ Все ли свои замыслы студенты могут воплотить? Несколько лет назад говорилось о слабости вашей технической базы...


_ Ситуация реально улучшилась, хотя до идеала еще далеко. Появился свой съемочный павильон площадью около 600 квадратных метров, который мы арендуем на «Леннаучфильме». У нас есть учебный киновидеоцентр, который функционирует по примеру профессиональной киностудии. Были созданы реквизиторский, костюмерный цехи, цех киносъемочной аппаратуры, осветительный и другие. Штат, практически студийный, укомплектован бывшими ленфильмовцами, людьми опытными и любящими наших ребят.

В планах _ строительство монтажно-тонировочного комплекса, который расположится в нашем 15-этажном здании общежития на Бухарестской улице, 150. Кстати, мы _ один из немногих вузов культуры и искусства в нашем городе, который смог отремонтировать два своих общежития и приступил к ремонту третьего, последнего. Мы гордимся тем, что наши студенты, приехавшие со всех концов страны и из-за рубежа, живут в комфортных условиях.


_ А аппаратура?

_ Сегодня иметь собственный парк съемочной техники нецелесообразно, поскольку она быстро устаревает. Вполне очевидно, что лизинг предпочтительнее покупки. Мы регулярно берем в аренду отличные камеры у известных в городе компаний. Впрочем, мы учим студентов, что главное _ суметь рассказать в фильме историю. Никакая, даже самая современная, камера не скроет непрофессионализма создателей фильма.

Сейчас стираются границы между различными видами искусств _ театром, кино, живописью... Об этом мы говорили, в частности, с Еленой Яковлевной Кальницкой, генеральным директором музея-заповедника «Петергоф», и пришли к очень интересным совместным идеям. Она вошла в попечительский совет нашего университета. Как и Борис Яковлевич Эйфман, который буквально на днях открывает у нас свою кафедру пластического воспитания _ ведь мы начинаем со следующего учебного года набирать будущих киноактеров.


_ Чему вы считаете необходимым научить ваших студентов в первую очередь?


_ Человечности. Соблюдению известных заповедей. Мы стараемся привить студентам понятие ценности любой жизни. И это достигается путем огромного труда. В университете за последние годы развита система волонтерства, которая базируется на связи со многими благотворительными организациями. Студенты бывают в детских домах, помогают тем, у кого проблемы с двигательным аппаратом, _ например, мы тесно сотрудничаем с обществом «Аревик», который опекает детей с ДЦП. Они выступают на наших концертах, а студенты учат детей работать на компьютере, снимать на камеру. Это особенный опыт, который приобрести под силу не каждому. Умение помочь чужому горю, не пройти мимо, пропустить через себя заботу о другом человеке _ вот для чего нужны наши многочисленные волонтерские программы. Наши студенты становятся крепче духом, их душа постоянно трудится и переживает. И все это потом отражается в их картинах.

Мы реализуем программу под названием: «Это нормально _ быть разными». В нашем университете комфортно чувствуют себя и студенты-инвалиды, и студенты разных национальностей. Здесь создана по-настоящему толерантная среда, в которой жить и учиться радостно и интересно.

Мы также реализуем проект для школьников _ школа медиаволонтеров. Мы не просто научим их снимать короткие фильмы на самой простой аппаратуре. Мы научим их понимать историю и чувствовать ее с помощью уникального проекта, в рамках которого они будут встречаться с ветеранами Великой Отечественной войны и записывать их воспоминания. Так, через простую и увлекательную технологическую задачу дети прикоснутся к самым важным скрепам исторического сознания. В партнеры приглашаем Министерство культуры РФ.


_ Какую помощь от Министерства культуры и профессионального киносообщества вам хотелось бы получить?


_ Не буду оригинальным. Нужны средства. На упомянутый монтажно-тонировочный комплекс, на станции цветокоррекции, поскольку все фильмы уже снимаются в «цифре», на съемку фильмов студентами. От киносообщества хотелось бы внятного понимания места нашего уникального университета в киноиндустрии. Не секрет, что проблем в современном кинообразовании, о чем постоянно говорят в последние годы, действительно хватает. И тем, кто реально им занимается в полном соответствии с государственными стандартами, нужно доверие и сотрудничество. Для этого 23 октября мы проводим заседание ученого совета, посвященное совершенствованию кинообразования, на который приглашаем всех заинтересованных лиц.


_ То есть не успеете закрыть «ПитерКиТ» 22-го, как с бала _ на корабль...


_ Так ведь он плывет!

0021