Главная городская газета

«ПитерКиТ» и море забот

338
Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Последние материалы Культура

Среди сумрачных пейзажей

19 января на российские экраны выходит новый фильм Андрея Кончаловского «Рай». Читать полностью

Поклонники кукол

В Большом театре кукол появился БТК-клуб: для лекций, экскурсий, танцев, посиделок, капустников. Первыми членами клуба стали самые преданные театру зрители. Сертификаты, которые потом следует обменять на золотые карты. Читать полностью

Подиум зрелой красоты

Петербургские бренды объединились, чтобы стильно одеть старшее поколение Читать полностью
«ПитерКиТ» и море забот | предоставлено пресс-службой СПбГУКиТ

предоставлено пресс-службой СПбГУКиТ

Как мы уже сообщали, 17 октября открывается XIV международный фестиваль студенческих фильмов «ПитерКиТ» _ детище Санкт-Петербургского университета кино и телевидения. Накануне его ректор, профессор, президент фестиваля Александр ЕВМЕНОВ ответил на вопросы журналиста Клавдии ГРОМОВОЙ.

_ Александр Дмитриевич, «ПитерКиТ» был счастливо придуман заведующим кафедрой режиссуры, документалистом Виктором Семенюком в 2001 году как смотр достижений студентов и преподавателей творческой части вашего вуза. Однако стал событием и для города, и для профильных учебных заведений столицы _ ВГИКа и Высших курсов сценаристов и режиссеров. Как он развивается?

_ Весьма успешно. Нынешний фестиваль впервые приобрел статус международного. Университет сотрудничает с несколькими киношколами в Европе, поскольку мы считаем важным, чтобы наши выпускники были готовы к участию в международном кинопроизводстве. Уже не первый год у нас создаются интернациональные съемочные группы, которые работают над совместными проектами. В этом процессе гораздо более активно приобретаются профессиональные навыки. Восемь фильмов из Великобритании, Финляндии и Франции участвуют в нашем конкурсе.

Наш фестиваль несет в себе несколько идей. В следующем году все мы будем отмечать 70-летие Победы. Это тема фестиваля, которая отразится в церемонии открытия. Для нашего вуза это не формальная дата. Большинство фронтовых кинооператоров учились здесь на операторском факультете, который в 1935 году был переведен в Москву.

Многие наши педагоги принимали участие в создании замечательных фильмов о войне: к примеру, основатель факультета экранных искусств (ныне _ Институт экранных искусств) Семен Аранович, который снял «Торпедоносцев», или работающий ныне на кафедре операторского искусства Александр Чиров, снявший «Хронику пикирующего бомбардировщика». Студенты продолжают тему войны не как мемориальную, а как память сердца. Кинематографист должен чувствовать историю...

Еще одна важная тема _ олимпийская. 150 наших студентов работали на Олимпиаде в Сочи помощниками режиссеров, операторов, звукорежиссеров. Кроме того, было снято пять короткометражных неигровых фильмов студентами мастерской Алины Рудницкой и Сергея Винокурова по договорам со студией «Лендок», которые мы покажем на фестивале.

Фестиваль отзовется на 95-летие ВГИКа _ к нам на закрытие приедет Сергей Соловьев с программой лучших фильмов своей мастерской. Также в рамках фестиваля будет отмечаться 10-летие петербургской киностудии Proline-film: ее создатель кинокомпозитор и продюсер Андрей Сигле даст мастер-класс, как и сотрудничающие с ним режиссеры Сергей Овчаров и Константин Лопушанский, наши мастера.

Их фильмы будут показаны в превосходном техническом качестве в нашем уникальном киноконцертном зале на Бухарестской, 22, который оснащен по последнему слову техники. Когда в прошлом году фестиваль открывал Никита Михалков, он не удержался от восторга по поводу зала, который является площадкой для студенческого творчества. Недаром он в марте приезжал к нам на мастер-класс...


_ Мастер-классы _ большое подспорье в учебном процессе...


_ Безусловно. И у нас их традиционно дают многие члены жюри и гости фестиваля «ПитерКиТ». Ныне это известный режиссер-документалист Сергей Мирошниченко, который возглавил жюри. Он покажет свой первый фильм из серии «Рожденные в СССР» на открытии. Это и оператор-классик Александр Антипенко, который работал с Сергеем Параджановым, Тенгизом Абуладзе, Глебом Панфиловым. Еще в жюри продюсер Алексей Тельнов _ директор студии «Лендок», известный звукорежиссер Наталья Аванесова, многоопытный автор замечательных телепрограмм Надежда Виноградова.

Жюри конкурса сценариев возглавил драматург Юрий Клавдиев, который сейчас очень активно вовлечен в театральную и кинематографическую жизнь. В состав сценарного жюри вошла также продюсер кинокомпании «СТВ» Наталья Дрозд.

Созданы и два студенческих жюри _ в одно входят ребята со всех факультетов, а другое состоит из будущих киноведов.

На конкурс было подано более 120 заявок, из них для конкурсной программы отобрано 88 фильмов. Среди них _ сорок первых картин для конкурса первых фильмов «Дебют».


_ А какова роль фестиваля в жизни всего университета? Тут скажем читателям, что в его состав входят еще Институт медиатехнологий _ «технари» и Институт экономики и управления и медиакоммуникаций _ «экономисты».

_ «ПитерКиТ» _ это не только подведение итогов для «творцов», но и праздник для студентов всех институтов. Они смотрят студенческое кино, фильмы своих товарищей, приводят друзей, с удовольствием работают волонтерами на фестивале. Это самая простая и наглядная иллюстрация основного принципа жизни нашего университета и его конкурентного преимущества _ мы единственный вуз в мире, в котором сочетаются творческие, технические и экономические специальности, ориентированные на кино. Этот принцип реализуется на каждом этапе обучения и дает мощный синергетический эффект.

_ Например?


_ Для съемки фильма нужен продюсер. Студент-»экономист» входит в киногруппу и на реальном проекте видит, например, чем и как отличаются смета военного фильма от сметы мелодрамы. А студент-технарь слышит от своего товарища-оператора, какую тот хотел бы иметь киноаппаратуру для достижения того либо иного творческого результата. Таким образом, мы на практике уходим от некоей абстрактности обучения, которая неизбежна в узкоспециализированных вузах. Именно так можно создать успешных кинематографистов.


_ Все ли свои замыслы студенты могут воплотить? Несколько лет назад говорилось о слабости вашей технической базы...


_ Ситуация реально улучшилась, хотя до идеала еще далеко. Появился свой съемочный павильон площадью около 600 квадратных метров, который мы арендуем на «Леннаучфильме». У нас есть учебный киновидеоцентр, который функционирует по примеру профессиональной киностудии. Были созданы реквизиторский, костюмерный цехи, цех киносъемочной аппаратуры, осветительный и другие. Штат, практически студийный, укомплектован бывшими ленфильмовцами, людьми опытными и любящими наших ребят.

В планах _ строительство монтажно-тонировочного комплекса, который расположится в нашем 15-этажном здании общежития на Бухарестской улице, 150. Кстати, мы _ один из немногих вузов культуры и искусства в нашем городе, который смог отремонтировать два своих общежития и приступил к ремонту третьего, последнего. Мы гордимся тем, что наши студенты, приехавшие со всех концов страны и из-за рубежа, живут в комфортных условиях.


_ А аппаратура?

_ Сегодня иметь собственный парк съемочной техники нецелесообразно, поскольку она быстро устаревает. Вполне очевидно, что лизинг предпочтительнее покупки. Мы регулярно берем в аренду отличные камеры у известных в городе компаний. Впрочем, мы учим студентов, что главное _ суметь рассказать в фильме историю. Никакая, даже самая современная, камера не скроет непрофессионализма создателей фильма.

Сейчас стираются границы между различными видами искусств _ театром, кино, живописью... Об этом мы говорили, в частности, с Еленой Яковлевной Кальницкой, генеральным директором музея-заповедника «Петергоф», и пришли к очень интересным совместным идеям. Она вошла в попечительский совет нашего университета. Как и Борис Яковлевич Эйфман, который буквально на днях открывает у нас свою кафедру пластического воспитания _ ведь мы начинаем со следующего учебного года набирать будущих киноактеров.


_ Чему вы считаете необходимым научить ваших студентов в первую очередь?


_ Человечности. Соблюдению известных заповедей. Мы стараемся привить студентам понятие ценности любой жизни. И это достигается путем огромного труда. В университете за последние годы развита система волонтерства, которая базируется на связи со многими благотворительными организациями. Студенты бывают в детских домах, помогают тем, у кого проблемы с двигательным аппаратом, _ например, мы тесно сотрудничаем с обществом «Аревик», который опекает детей с ДЦП. Они выступают на наших концертах, а студенты учат детей работать на компьютере, снимать на камеру. Это особенный опыт, который приобрести под силу не каждому. Умение помочь чужому горю, не пройти мимо, пропустить через себя заботу о другом человеке _ вот для чего нужны наши многочисленные волонтерские программы. Наши студенты становятся крепче духом, их душа постоянно трудится и переживает. И все это потом отражается в их картинах.

Мы реализуем программу под названием: «Это нормально _ быть разными». В нашем университете комфортно чувствуют себя и студенты-инвалиды, и студенты разных национальностей. Здесь создана по-настоящему толерантная среда, в которой жить и учиться радостно и интересно.

Мы также реализуем проект для школьников _ школа медиаволонтеров. Мы не просто научим их снимать короткие фильмы на самой простой аппаратуре. Мы научим их понимать историю и чувствовать ее с помощью уникального проекта, в рамках которого они будут встречаться с ветеранами Великой Отечественной войны и записывать их воспоминания. Так, через простую и увлекательную технологическую задачу дети прикоснутся к самым важным скрепам исторического сознания. В партнеры приглашаем Министерство культуры РФ.


_ Какую помощь от Министерства культуры и профессионального киносообщества вам хотелось бы получить?


_ Не буду оригинальным. Нужны средства. На упомянутый монтажно-тонировочный комплекс, на станции цветокоррекции, поскольку все фильмы уже снимаются в «цифре», на съемку фильмов студентами. От киносообщества хотелось бы внятного понимания места нашего уникального университета в киноиндустрии. Не секрет, что проблем в современном кинообразовании, о чем постоянно говорят в последние годы, действительно хватает. И тем, кто реально им занимается в полном соответствии с государственными стандартами, нужно доверие и сотрудничество. Для этого 23 октября мы проводим заседание ученого совета, посвященное совершенствованию кинообразования, на который приглашаем всех заинтересованных лиц.


_ То есть не успеете закрыть «ПитерКиТ» 22-го, как с бала _ на корабль...


_ Так ведь он плывет!

0037