Заблуждения на «ученой карте»

Каждый год Петростат публикует сборник «Наука и инновации Санкт-Петербурга и Ленинградской области», в котором собрана информация о научно-техническом развитии наших регионов за предыдущие шесть лет. Вышедший недавно сборник посвящен анализу инновационного развития в 2015 году по сравнению с 2010 - 2014 гг. и разрушает некоторые мифы о роли северной столицы на «ученой карте» России.

 Заблуждения на «ученой карте» | Иллюстрация ronstik/shutterstock.com

Иллюстрация ronstik/shutterstock.com

Итак, опровергаем заблуждения.

Первое: в Петербурге все меньше ученых и исследователей. Выясняется, что это не так. Количество организаций, ведущих научные разработки, в северной столице действительно уменьшилось - с 338 в 2010 году до 299 в 2015-м. Однако численность работников, занятых в исследовательской деятельности, сохранилась почти на том же уровне (79,8 тыс. петербуржцев в 2010-м и 79,1 тысячи - в 2015-м). Количество докторов и кандидатов наук, занятых исследованиями, за «шестилетку» практически не изменилось - 2,8 тыс. и 8,7 тысячи, соответственно.

Заблуждение второе: научными исследованиями занимаются в основном государственные структуры, бизнес в такие дела не лезет. Статистика опровергает и этот тезис: в 2015 г. научно-исследовательской деятельностью занимались 164 предпринимательские структуры и лишь 87 - государственных. Плюс 45 вузов и 3 некоммерческие организации.

Лидирующие позиции бизнес-сектора Петербурга в исследовательской сфере подтверждаются и финансовыми показателями. Так, в 2015 году предприниматели профинансировали собственные НИОКР на сумму 90,6 млрд рублей, государственные - только на 14,9 миллиарда.

Впрочем, это как «секрет Полишинеля»: кто как не производственники кровно заинтересован в модернизации своих заводов и фабрик. Государственные НИИ и ФГУПы, как правило, ориентированы на оборонный заказ либо работают по фундаментальным и долгоиграющим темам.

Заблуждение третье: молодежь не идет в инженеры и ученые, а падка на экономику и юриспруденцию. Структура выпуска аспирантов в северной столице показывает иную пропорцию: из 2,5 тысячи выпущенных в 2015 г. аспирантов только 516 человек защитились по экономическим и 81 - по юридическим направлениям. Кандидатами технических наук стали 650 бывших аспирантов, медицинских наук - 254 человека, физико-математических - 148 человек. Еще 135 аспирантов защитились по темам, связанным с изучением Земли.

При этом, к сожалению, общее число выпущенных аспирантов сократилось. Рекордный по защитам кандидатских год - 2013-й - дал 3,2 тысячи молодых ученых, а 2015-й - примерно на 700 человек меньше. Возможно, это связано с изменением плана подготовки аспирантов в вузах либо иными административными или экономическими мерами.

Заблуждение четвертое: исследователи (ученые, инженеры) предпочитают гуманитарные науки естественным и техническим. Обратимся к фактам: в 2015 г. в НИОКР работали почти 43 тысячи петербуржцев. Из них техническими науками занимались 30 тыс. человек, естественными - 8,7 тысячи, общественными - 1,1 тыс. чел., гуманитарными - 1,3 тыс. исследователей. Почти 2 тыс. петербургских ученых продвигали медицинские науки. Перекос в техническую сферу налицо.

Кстати, с 2013-го по 2015 г. общая численность исследователей уменьшилась незначительно - примерно на одну тысячу. А это в пределах статистической погрешности (2,3%).

Как и в случае с распределением по форме собственности организаций, ведущих НИОКР, наибольшее число исследователей (30 тысяч) в 2015 году работали в частных компаниях. В госсекторе трудились 9,2 тыс. инженеров и ученых.

Заблуждение пятое: доля инновационной продукции петербургской промышленности мала. По данным Петростата, в 2015 г. объем отгруженных товаров и услуг, сделанных и оказанных с использованием передовых технологий и научных открытий, достиг 210,4 млрд рублей. В целом по обрабатывающим, добывающим отраслям и энергетике отгрузка тогда составила 2,3 трлн рублей. Выходит, что инновационные товары и услуги - без малого десятая часть всех выпущенных петербургскими предприятиями. Это больше, чем было зафиксировано ранее.

Лидеры инновационной активности очевидны: петербургский пищепром в 2015 г. довел отгрузку новаторских товаров и услуг до уровня 25,5 млрд руб., транспортные машиностроители - до 126,9 миллиарда. Еще 35,2 млрд рублей добавили в эту копилку научные организации, ведущие профильную хозяйственную деятельность.

Заблуждение шестое: петербургские инноваторы слишком увлекаются внешним видом своей продукции, а не доработкой ее содержания. Статистика и здесь вносит коррективы. Например, в 2015 г. затраты предприятий и организаций северной столицы на технологические инновации достигли 67,9 млрд рублей.

Из них наибольшая сумма - 45,8 миллиарда рублей - ушла на НИОКР по разработке новых продуктов и методов их разработки. Деятельность по изменению внешнего вида товаров была профинансирована на 4,6 млрд рублей. Еще 10,6 млрд руб. петербургские компании вложили в покупку нового оборудования, на котором будут выпускать инновационную продукцию.

На подготовку технико-экономических обоснований, пробное производство и пусконаладочные работы ушло почти 4 миллиарда рублей. На 828 млн рублей предприятия купили программных продуктов, на 297 миллионов - новых технологий, патентов и лицензий.

Заблуждение седьмое: Петербург по части инноваций отстает от общероссийских показателей. С одной стороны, это так: удельный вес инновационных товаров в общей отгрузке в 2015 г. оценили в 7,3%, тогда как общероссийский показатель был на уровне 8,4%. Некоторые эксперты объясняют сей факт изменчивостью методик оценки новизны - изучать отдельные товары или услуги либо нужно автоматически причислять в разряд инновационных отрасль целиком (например, вертолетостроение или двигателестроение).

Если сопоставить удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгрузки, то здесь петербургские предприятия окажутся примерно на общероссийском уровне - 2,4% и 2,6%, соответственно.

А вот сравнение удельного веса организаций, занятых в НИОКР, будет в пользу северной столицы: 17,2% - по Петербургу, 9,3% - в целом по стране.

Итак, подведем «итоговый индекс» нашего материала. В наши дни северная столица представляет собой научно-технологический буфер между Россией и Западной Европой, откуда к нам поступают передовые технологии.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 216 (5833) от 18.11.2016.


Комментарии