В интересном положении
Легпром северной столицы закрепился в свойственной только ему рыночной нише - мелкосерийное производство товаров для «домашнего рынка». Благо в Петербурге и Ленинградской области проживают более 7 млн человек. Еще одна особенность такого рынка - атомизация целевой аудитории, когда нужно подстраиваться под запросы представителей множества субкультур. Мы уже писали о фабриках по пошиву нарядов для петербургских мусульманок и приверженцев древнерусских традиций. Сегодня о том, что шьют в северной столице для беременных, корреспонденту «СПб ведомостей» рассказал руководитель группы компаний «Буду мамой» Роман РОТБЛАТ.
Пока женщина ждет ребенка, у нее еще есть время выбрать удобные и красивые наряды. ФОТО Александра ДРОЗДОВА
- Роман Ильич, начну сразу с главного, что беспокоит многих будущих мам: одежда для беременных довольно дорогая, а носишь ее недолго. Из чего же складывается себестоимость таких изделий?
- Нужно понимать, что одежда для беременных - это специализированные изделия, поэтому себестоимость такой продукции будет выше, чем в массовых сегментах. Связано это, во-первых, с особенностями кроя. Например, в брюках или джинсах для будущих мам всегда присутствует дополнительный бандаж, регулировочная резинка.
Во-вторых, чем стандартнее операция, тем дешевле обходится производство товара. В нашем случае операция нестандартная. Сшить изделие партией 5 тыс. единиц всегда значительно дешевле, чем, допустим, партией 600 единиц. Ни в Индии, ни в Бангладеш, где сегодня самая дешевая рабочая сила, сшить такую партию невозможно: подобный заказ просто никто не примет.
В-третьих, ткань. Все беременные буквально помешаны на натуральных тканях. Им нужен только хлопок. А это товар биржевой и валютный, и дешевле год от года он не становится. Тем временем на рынке появляются смесовые ткани, которые значительно доступнее натуральных. Некоторые современные синтетические ткани очень хороши. Например, популярный сейчас флис. Он способен поглощать воду и приятен на ощупь.
- Чем выпуск одежды для беременных отличается от массового производства?
- Необходимо соблюдать качество конструкции. Женщине в этот период и так неудобно, а если еще штаны неудобно сидят, давит резинка или сползает бандаж, станет совсем худо. Изделие не по размеру будет ее просто уродовать, а объема на живот все равно не хватит. И все это требует серьезной работы дизайнеров и конструкторов. Мы занимаемся этим в специальном конструкторском бюро.
- Какие тенденции вы бы выделили сегодня на нашем рынке одежды для беременных?
- Будущим мамам хочется не надевать абы что, а подбирать специальный гардероб. Современная женщина, ожидающая малыша, остается социально активной, и она стремится выглядеть соответствующе. Она себя любит, уважает и хочет в этот период оставаться красивой и стильной. Не скрывает свой увеличивающийся живот, не носит балахоны; наоборот, старается подчеркнуть свое положение.
Отдельный растущий рынок - одежда для кормления. Если раньше увидеть в России женщину на скамейке в парке или торговом центре, кормящую ребенка, было практически невозможно, то сейчас это в порядке вещей. Причем это касается не только белья, но и самой одежды: как домашней, так и той, в которой не стыдно выйти в свет. Такие блузки и платья имеют так называемый секрет кормления - особый доступ к груди. Эту одежду вполне можно носить как обычную, и никто ничего не заметит.
В этот период не обойтись и без верхней одежды: если в куртку-гусеницу еще можно влезть с животом, то в пальто - уж точно нет. Развивается рынок слинго-курток и подушек для беременных.
- Как рынок одежды для будущих мам выглядит в других странах?
- Той конкуренции, которую мы наблюдаем в России, вы не встретите, пожалуй, ни в одной стране мира. В США, которые нам часто приводят в пример по любому поводу, очень много синтетических тканей в одежде вообще и для беременных в частности. Мы пытались работать с несколькими американскими компаниями, но из этого ничего не вышло. По статистике, половина беременных американок не пользуются специализированной одеждой.
В Западной Европе, конечно, в этом плане поинтереснее. Там есть итальянская мода, которую мы и старались привить россиянкам. А вот то, что продается в Северной и Центральной Европе, это просто функциональные вещи. Пара джинсов да несколько блузок - вот и весь гардероб беременной европейки. Совсем немного белья и бандажей. И продается это все в небольших магазинах.
В Китае такой рынок только зарождается. Там сейчас происходит то, что мы наблюдали в России лет 15 назад. Хотя не исключено, что в ближайшие два-три года Китай наверстает то, что мы проходили десять лет. Интересно, что одежда для беременных в Поднебесной продается в... аптеках.
- Почему, на ваш взгляд, такая разница между отношением к рынку для беременных в России и в других странах?
- Думаю, это связано с общим ростом уровня благосостояния населения. А спрос рождает предложение. Вы знаете, что рождаемость в Западной Европе год от года падает, а у нас она сейчас на высоте.
- Почему вы выбрали именно Петербург для размещения своего конструкторского бюро?
- Потому что мы - петербургская компания. И головной офис, и дизайнерское бюро, и склад у нас всегда располагались в северной столице. Здесь происходит все, начиная с дизайнерского замысла и технологической проработки документов и заканчивая изготовлением тестовой конструкции изделий. Итоговый образец отсылается на предприятие, где он отшивается, и возвращается обратно в Петербург. Здесь мы его дорабатываем и отправляем на производство. Так происходит до получения готового продукта.
Несмотря на то что мы работаем в мегаполисе, постоянно ощущаем нехватку кадров. Когда только начинали, брали на работу совсем молодых и неопытных вчерашних студентов и учили их, давали расширенные знания по специальности. Так продолжается и сейчас. Сегодня требования к таким специалистам даже возросли. Поскольку мы работаем с китайцами, а прежде сотрудничали и с турками, то для наших конструкторов обязательно знание английского языка. Как правило, люди старшего поколения его не знают, а молодежь - очень даже. К тому же молодые более мобильны и легче готовы сорваться в командировку.
- А где отшивается ваша одежда?
- Производство у нас по большей части находится в Ростове-на-Дону, но часть коллекций отшивается в Петербурге и в Китае. С нашим азиатским соседом мы работаем не напрямую, а через агентов, которые предоставляют проверенных производителей: они отшивают одежду для ведущих европейских и американских компаний.
Были времена, когда мы отшивали небольшую часть коллекции в Турции, но из-за политических и экономических причин от этой практики пришлось отказаться. Так что нас нашумевшая волна импортозамещения, в общем-то, не коснулась. Правда, все сырье у нас, увы, импортное. Мы бы и рады покупать его в России, но в нашей стране нет почти никакого выбора тканей и фурнитуры.
- Какие новые технологии вы используете?
- Мы применяем полиамидные волокна в бесшовном белье. Они гораздо лучше отводят влагу, гипоаллергенны, принимают форму тела. В верхней одежде применяем синтепух - искусственное волокно, которое по своим свойствам ничуть не уступает натуральному наполнителю. Что касается конструкторских идей, то мы активно экспериментируем с разными «секретами кормления».
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 195 (5812) от 19.10.2016.
Комментарии