Телефоны «умнеют» в России

В последнее время рынок мобильных электронных устройств смещается в сторону смартфонов, оттесняя планшеты и ноутбуки. Почему это происходит и каких сюрпризов стоит ожидать от «умных» телефонов в ближайшей перспективе, рассказывает глава представительства международной компании Micromax (одного из десяти крупнейших производителей смартфонов в мире) в России и СНГ, кандидат экономических наук в области банковского маркетинга, член Индийско-Российской торгово-промышленной палаты Рамник КОХЛИ.

Телефоны «умнеют» в России | ФОТО Евгения АСТАШЕНКОВА

ФОТО Евгения АСТАШЕНКОВА

- Господин Кохли, смартфоны остаются предметом первой необходимости даже в сложные для экономики времена. Подтверждается ли это в нашей стране?

- Более чем, ведь рынок «умных» телефонов в России развивается даже быстрее, чем общемировой. По данным компании J,son & Partners Consulting, в первом полугодии 2016 года в РФ было продано более 11 млн смартфонов. Это на 6% больше, чем в январе - июне 2015-го. Примечательно, что продажи смартфонов в России в первой половине нынешнего года превысили показатели аналогичного периода «тучного» 2014-го.

По прогнозам экспертов, к 2020 г. российский рынок смартфонов вырастет более чем на 70% по сравнению с результатами за 2015-й. Вероятно, к этому времени «умные» телефоны вытеснят с рынка обычных мобильных собратьев.

- Есть ли какая-то разница в спросе на кнопочные и сенсорные мобильные устройства?

- В этом году в России соотношение продаж сенсорных и кнопочных моделей - 60% и 40%, соответственно. В прошлом году спрос на такие форматы был, как принято говорить, «фифти-фифти». Кнопочные телефоны востребованы прежде всего из-за их дешевизны. Также ими чаще пользуются представители старшего поколения, простые модели принято покупать школьникам.

- Понятно, что смартфоны становятся драйвером рынка мобильной электроники. Как на этом фоне чувствуют себя другие устройства?

- Рынок планшетных персональных компьютеров продолжает сокращаться. Причем данная тенденция характерна как для российского, так и для общемирового рынка. По оценкам J,son & Partners Consulting, только в I квартале этого года по сравнению с январем - мартом 2015-го российский рынок планшетных ПК снизился на 37% в натуральном выражении. Как ни странно, причиной стали слишком длительный срок службы компьютеров, а также конкуренция со смартфонами с большой диагональю экрана.

Среди всех сегментов персональной электроники самым молодым и ненасыщенным является рынок носимых гаджетов. Популярными категориями носимой электроники являются smart-часы и различные виды спортивных браслетов.

- Какие еще интересные тенденции на рынке мобильных устройств вы бы отметили?

- Если два года назад повышенным спросом пользовались смартфоны с 3,5 - 4-дюймовыми экранами, то тенденция текущего года - рост продаж смартфонов с диагональю 5 и более дюймов (так называемых планшетофонов). Это объясняется тем, что на таком экране легче смотреть фильмы и в игры играть.

Что касается функционала современных смартфонов, то он развивается по принципу «все в одном». «Умные» телефоны заменили пользователям ряд альтернативных устройств: навигатор, MP3-плеер, диктофон, фотоаппарат, видеокамеру, будильник, фонарик и т. д.

Еще одна актуальная тенденция - увеличение мощности аккумулятора. Для повышения безопасности пользователей передовые производители стали снабжать свои устройства сканерами отпечатков пальцев. Если пару лет назад это было редкостью, доступной только в дорогих смартфонах, то сейчас стало более распространенным и доступным явлением. Ну а хитом индустрии являются смартфоны с качественной фронтальной камерой для фотосъемок автопортретов в модном ныне стиле «селфи».

- Какой дизайн диктует смартфонам мода?

- Сегодня в моде минимализм - классическая черно-белая гамма со смещением в сторону светлых тонов. Вне конкуренции тема металла: серебристые и золотистые оттенки. В цене смартфоны, как минимум покрашенные под металл, как максимум - с металлическим корпусом.

- Сегодня «ремонтопригодные» смартфоны стали исчезающим видом. Если телефон сломался, выгоднее приобрести новый, чем чинить старый. Производители сознательно идут на выпуск «одноразовой» техники?

- Вечных смартфонов нет, и производители именно в этом направлении индустрию сознательно не развивают. В идеале срок жизни современного телефона от 1,5 до 2,5 года. Но все-таки в большинстве случаев люди меняют телефон не из-за того, что он выходит из строя, а из-за появления более совершенных с технологической точки зрения моделей. К примеру, сейчас становятся более доступными модели с поддержкой LTE (4G) и NFC, так почему бы не воспользоваться этим предложением рынка?

- А среднестатистический потребитель в курсе этих новинок?

- Возможно, для массового пользователя сотовой связи эти аббревиатуры пока мало о чем говорят. Но на интуитивном уровне люди понимают, что это шаг вперед, и стараются вникать в суть дела. Более того, тем, кто попробовал пользоваться технологиями 4G, уже сложно вернуться к стандартам уровня ниже 3G. Сегодня все бренды, выпуская новые модели, начиная со среднего ценового сегмента, по умолчанию декларируют поддержку 4G.

Перспективы развития у этих устройств на рынке действительно широкие. Также заметна тенденция расширения модельного ряда мобильных устройств с поддержкой функции NFC. Сегодня практически все смартфоны оснащаются данной функцией, так как производители понимают, что она является основой для безналичных платежей с помощью смартфона, за которыми будущее.

- На рынке появляется все больше недорогих смартфонов с полноценным функционалом. Меняет ли это демонстративное поведение их владельцев?

- Что касается демонстративного поведения российских потребителей, то оно не ушло. Особенно это относится к Москве и Петербургу. Другое дело, что сегодня не все могут себе позволить смартфон за 50 тысяч рублей и выше. Поэтому стоимость имиджа в большинстве случаев опустилась до бюджета 15 - 20 тысяч рублей.

В отличие от прошлого года покупатели стали реже приобретать смартфоны дорогих брендов, отдавая предпочтение устройствам менее известных марок с аналогичными характеристиками. Судя по опросам потребителей, их решения о покупке зависят от цены, технических характеристик и только потом учитывается доверие к бренду. Наибольшее падение продаж замечено в известных так называемых альфа-брендах: Microsoft, Sony, Apple, LG, HTC. Единственным из таких, увеличившим долю на российском рынке, стал Samsung. А вот продажи брендов «второго ряда» увеличились. Наибольший прирост показывают ZTE, Lenovo, Alcatel и Micromax.

- Целесообразно ли говорить об импортозамещении в сегменте мобильных технологий в России?

- Вряд ли эта тема в ближайшее время будет жизнеспособна. Для того чтобы это произошло, вашей стране нужно кардинально изменить отношение к производству электроники. Россия традиционно специализируется на развитии больших производств и грандиозных проектов. А вот малый и средний бизнес, который мог бы что-то в этом направлении сдвинуть с мертвой точки, пока находится в менее выгодном положении.

Кстати, то же самое можно сказать и о схеме продаж. В отличие от Индии, где 80% продаж смартфонов обеспечивает независимая розница, в России превалируют федеральные сетевые проекты. Работать с которыми сложнее, да и высокие наценки делают «умные» сотовые телефоны слишком дорогими.

КСТАТИ

LTE (Long Term Evolution) - стандарт мобильной связи нового после 3G поколения. От своего предшественника LTE отличается высокой скоростью загрузки данных. LTE создан для сетей 4G.

NFC (Near Fild Communication) - ближняя бесконтактная связь. В основе технологии лежит принцип обмена радиосигналами между двумя устройствами - этим технология похожа на Bluetooth. В отличие от последнего, ориентированного на передачу данных на расстоянии до сотни метров, NFC предназначена для обмена данными на расстоянии около 10 см и ближе.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 198 (5815) от 24.10.2016.


Комментарии