Тайна стального ящика

11 января дерзкие налетчики опустошили ячейки банковских клиентов в дополнительном офисе петербургского филиала Промсвязьбанка на пл. Победы. Выпотрошены были 134 ящика, сообщили городские СМИ. Такие истории увлекают ценителей детективов и бросают в дрожь тех, кто на время сделки купли-продажи квартиры заложил в банковскую ячейку весь свой капитал. Может ли простой человек обезопасить себя от подобных рисков?

Тайна стального ящика | ФОТО Jakub-Krechowic/shutterstock.com

ФОТО Jakub-Krechowic/shutterstock.com

«При купле-продаже жилья возможны две формы расчетов: через банковскую ячейку наличными или безналичная форма – через аккредитив. Оплата наличными традиционно является самой распространенной формой оплаты», – рассказал заместитель директора петербургского филиала Россельхозбанка Иван Власенко.

Риелторы и продавцы-покупатели квартир полюбили банковские ячейки не за «красивые глазки». А, во-первых, за простоту оформления аренды «ящика», доступ к которому предоставляется с различными условиями – их могут прописать стороны сделки (кто «входит» в ячейку и в каком порядке убывают претенденты на ее содержимое). При оформлении аккредитива банк может устанавливать свои правила игры, что не всегда устраивает участников сделки.

Во-вторых, ячейки любят за их относительную дешевизну – она стоит от 3 – 4 тыс. рублей, далее все зависит от срока аренды. Тарифы банков на аккредитивы не унифицированы и могут сильно отличаться.

В-третьих, банки весьма придирчивы к предоставляемым клиентами документам при открытии и закрытии счетов, особенно аккредитивов. «Бумаговорот» в системе ячеек проще.

Однако Иван Власенко подробно расписал и минусы ячеек. «Самый высокий риск связан с тем, что банк несет ответственность только за сохранность ячейки, а не за ее содержимое. Исключением является предоставление в аренду ячейки для осуществления расчетов с недвижимостью, производимых с использованием средств банка в ипотечных сделках. Тогда помещение денежных средств в ячейку производится в присутствии работника банка, сопровождающего кредитную сделку. В других случаях, и это подтверждено судебной практикой, возмещение потерь владельцу наличности, похищенной из ячейки, банком не производится».

Общее правило: банк не знает, что лежит в «черном ящике». То ли увесистая пачка долларов, то ли старая газета. Мало того, у клиента тоже нет доказательства – что первое, а не второе. Да и застраховать сокровища в хранилище не получится.

Руководитель управления страхования финансовых рисков компании «Альфа-страхование» Андрей Макаренцев заявил, что банк лишь предоставляет некие базовые условия защиты, с которыми арендатор ячейки может согласиться или не согласиться. Банк не несет ответственности за сохранность помещенных туда арендатором предметов или ценностей.

«Так как содержимое ячейки неизвестно, у страховщика по факту совершения хищения не может быть никаких достаточных подтверждений размера ущерба, соответственно, произвести страховую выплату фактически невозможно», – резюмировал Макаренцев.

По сравнению с банковской ячейкой безналичная форма расчетов – аккредитив – безопаснее. У этого способа есть два недостатка:

а) если банк, который проводит аккредитив, потеряет лицензию, то АСВ компенсирует лишь 1,4 миллиона рублей. Это меньше половины цены средней петербургской «однушки»;

б) кое-кто у нас порой предпочитает рассчитываться за недвижимость валютой, а это незаконно. Аккредитив здесь не пройдет однозначно.

Кстати, как рассказал Андрей Макаренцев, в некоторых штатах США принята любопытная практика. Предположим, на отделение банка совершено нападение и часть ячеек оказалась взломана. Банк направляет всем без исключения арендаторам уведомление об этом факте с просьбой указать, что именно хранилось в арендованной ячейке и какова стоимость данного имущества.

Если оказывается, что ячейка клиента была действительно опустошена грабителями, то банк возмещает ущерб в соответствии с декларацией клиента. Если ячейка не пострадала, то производится ее принудительное вскрытие в присутствии арендатора и понятых. Теперь самое интересное: если имущество или его стоимость, указанные в декларации клиента, не соответствуют фактическому содержимому, то понадеявшийся на легкую наживу клиент сам оказывается объектом судебного преследования за попытку мошенничества.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 028 (5645) от 17.02.2016.


Комментарии