Союз мечты и капитала

Под Новый год петербуржцы получили долгожданный подарок - открылся центральный участок Западного скоростного диаметра (ЗСД). Этот объект - результат усилий не только строителей, но и консорциума концессионеров «Магистраль северной столицы». Частники вложили в «мост через море», как еще называют этот участок ЗСД, более половины бюджета в 128 млрд рублей. Южный и северный участки магистрали, согласно концессионному соглашению, возводили город и федеральный центр. В итоге до 2042 года консорциум будет обслуживать трассу и взимать плату за проезд по ЗСД.

Союз мечты и капитала | Иллюстрация ronstik/shutterstock.com

Иллюстрация ronstik/shutterstock.com

Пионер - всем пример

В этом году исполнилось 10 лет со дня объявления конкурса на заключение концессионного соглашения по строительству и эксплуатации Западного скоростного диаметра. Сторонами выступили правительство РФ, администрация Санкт-Петербурга и консорциум частных банков и корпораций («ВТБ Капитал», Газпромбанк, итальянская Astaldi, турецкие Ictas Insaat и Mega Yapi и кипрская GPB).

В начале 2000-х мало кто верил в появление в северной столице небывалого для России объекта - эстакады длиной 46,4 км с 15 развязками на разных уровнях и, по сути, мостом через море. Ресурсов одного только Петербурга для такой стройки не хватило бы по определению.

Однако идею строительства крупных инфраструктурных проектов с привлечением частных инвесторов пробили на самом верху. Петербург в этом деле стал пионером: еще в 2003 году, когда термин ГЧП (государственно-частное партнерство) был чуждым нашему слуху «новоязом», в северной столице по такому принципу построили Юго-западные очистные сооружения (ЮЗОС), потом реконструировали теплоцентрали в ряде районов города.

Кстати, возвел ЮЗОС конгломерат 15 компаний, представлявших правительства России и Северных стран. Плюс организации-доноры, в том числе министерство окружающей среды Финляндии, «Северное измерение», ТАСИС, ЕБРР. После этого частный капитал участвовал в постройке как минимум трех ТЭЦ Петербурга.

В 2006 году Петербург первым из российских регионов принял закон о ГЧП, широко открывший двери для самых масштабных бизнес-инициатив. Именно тогда обрели реальные очертания перспективы Западного скоростного диаметра и аэропорта «Пулково», для реконструкции которого в 2009 году был создан другой консорциум инвесторов - «Воздушные ворота северной столицы». Бюджет этой стройки оценивается в 1,2 млрд евро, концессионеры будут управлять аэропортом до 2039 года.

Кстати, петербургский закон о ГЧП во многом был взят за основу федерального, принятого аж в 2015 году.

Кто - кому?

Итак, первенцы петербургского ГЧП обрели реальные черты: наш аэропорт приобрел европейский лоск и, несмотря на падение пассажиропотока со странами Евросоюза, продолжает развиваться. Поездка по ЗСД скоро станет такой же обыденностью, как и в метро. На подходе - открытие платной автотрассы Петербург - Москва, также возводимой по принципу ГЧП.

Однако, несмотря на видимые результаты проектов ГЧП в Петербурге, передача объектов в концессию вызывает и споры. Обсуждая тему ЗСД, оппоненты приводят такой аргумент: почему город компенсирует выпадающие доходы концессионеров, да еще на такую сумму, как 4,1 млрд рублей, в 2016 году? Ведь, как мы уже отметили, возведение двух участков этой трассы профинансировано из бюджетов России и Петербурга. Впрочем, подобные компенсации предусмотрены концессионным соглашением.

Авиаторы, прилетающие в «Пулково», недовольны нашими аэропортовыми сборами, в некоторых случаях превышающими столичные. Это тоже плата за привлечение частного капитала.

Так стоила ли игра свеч? Скорее всего, да. Если предположить, что за реконструкцию «Пулково» и строительство ЗСД взялся бы город (хотя именно так поступают в большинстве мегаполисов развитых стран), то сейчас мы наблюдали бы и в «Пулково», и в устье Невы ту же картину, что и на стройке стадиона на Крестовском острове: смена подрядчиков, срыв графика работ, отмена конкурсов и пр. Заметьте: и стройка ЗСД, и реконструкция аэропорта прошли в установленные проектами сроки.

Впрочем, сравнение объекта транспортной инфраструктуры со спортивными некорректно. Понятно, что дороги и хабы нужны нашему городу позарез, и миллиарды, что город тратит на поддержку концессионера-оператора ЗСД, вложены именно туда, где они крайне нужны.

Шаттл до Красного Села

Планы петербургской администрации по развитию проектов ГЧП огромны. Особо впечатляют перспективы «трамваизации» северной столицы, в том числе и с использованием механизма концессии. Согласно представленной недавно концепции развития транспортной инфраструктуры Петербурга до 2049 года, совокупный объем инвестиций в строительство метро, городской электрички и скоростного трамвая превысит 2 трлн рублей (практически четыре годовых бюджета Петербурга).

Пока в концепции за ГЧП закреплен только один участок - линия трамвая до Всеволожска. Остальные, вероятно, будут передаваться частникам по мере готовности концессионеров. Напомним, что пока в Петербурге (да и в России в целом) еще не накоплен опыт по переводу общественного транспорта на рельсы ГЧП.

Тем не менее городская администрация уверена в успешной реализации «трамвайного» проекта. Если частный капитал (а сейчас речь может идти только об отечественных инвесторах) увидит перспективы этого дела, то петербуржцы к 2049 году смогут прокатиться на трамвайном экспрессе из Сосновой Поляны до Красного Села или из Рыбацкого в Пушкин.

Стоит выразить надежду, что Петербург не случайно стал пионером развития проектов ГЧП в России. Десять лет назад сошлось несколько факторов, сделавших подобные проекты выгодными для инвесторов именно в нашем городе. Если добрая традиция продолжится, то северная столица сможет стать и пионером в области развития систем скоростного трамвая.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 241 (5858) от 23.12.2016.


Комментарии