Главная городская газета

Смазка для вечного двигателя

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Экономика

Тупиковая ветвь эволюции

Почему железнодорожные вокзалы северной столицы рано загонять на окраины Читать полностью

Нелегкий выбор Поднебесной

Зачем народный банк Китая потратил на валютные интервенции около 1 трлн долларов Читать полностью

Банк банкротит бывшего хозяина

Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области решил ввести наблюдение в АО «ИТБ Холдинг» («Инвестиционный торговый бизнес холдинг»). Читать полностью

Жертвы «долевки»

Весеннее тепло пробудило не только ростки будущего подъема экономики России и мира, но и новые риски. С ними столкнулись все - от президентов до участников долевого строительства, от скупщиков золота до чиновников. Читать полностью

«Кому-то же еще хуже...»

Как вы думаете, сколько людей жертвует на благотворительность? По данным Фонда поддержки и развития филантропии КАФ, около 50% взрослого городского населения. Читать полностью
Смазка для вечного двигателя | Био- и нефтехимические технологии развивают не только гиганты отрасли. Малые и средние предприятия  также открыли собственные лаборатории. ФОТО Светланы ХОЛЯВЧУК/ИНТЕРПРЕСС

Био- и нефтехимические технологии развивают не только гиганты отрасли. Малые и средние предприятия также открыли собственные лаборатории. ФОТО Светланы ХОЛЯВЧУК/ИНТЕРПРЕСС

В современной России модно говорить об импортозамещении, и эти слова все чаще не расходятся с делом. К примеру, в ответ на вызовы рынка петербургские компании по выпуску смазочных материалов и моторных масел модернизируют производственные мощности, делая ставку на создание абсолютно новых товаров. О том, насколько важна отрасль для экономики Петербурга и России и почему крупные строительные организации нашего региона предпочитают импорт отечественным разработкам, корреспонденту «СПб ведомостей» рассказал директор петербургского научно-производственного предприятия VMPAUTO Василий КУЗЬМИН.

- Василий Николаевич, что сейчас происходит на рынке отечественных смазочных материалов?

- Несмотря на политику импортозамещения и возросшие цены на зарубежные аналоги, далеко не всегда люди и организации готовы перейти на отечественные смазки, даже если эксплуатационные характеристики петербургской продукции не уступают западным. Отчасти такое происходит из-за недоверия к малым научно-техническим предприятиям страны. И это притом что российский рынок смазочных материалов - крупнейший в Европе и пятый по величине в мире.

К сожалению, объемы данного рынка несколько снизились. В 2016 - 2017 годах они соответствовали уровню 2015 года, но были примерно на 10% меньше, чем в 2014-м. Такая ситуация обусловлена текущей экономической средой, санкциями западных стран, девальвацией рубля и снижением продаж автомобилей. В результате сегодня производство смазочных материалов в России вместе с импортом превосходит потребление. Однако эксперты ожидают, что в ближайшей перспективе продажи легкового автотранспорта начнут снова расти, что должно положительно сказаться на спросе смазочных материалов.

- Высока ли степень конкуренции на вашем рынке?

- Очень высока. Сейчас в России выпуском смазочных материалов в той или иной степени занимаются такие компании, как «Газпром Нефть Смазочные Материалы», «Роснефть», «ЛЛК-Интернешнл», «Башнефть», «Нафтан», «Танеко», Fuchs Oil, Shell, TOTAL Lubriciants, Exxon Mobil, Bechtel, CB&I, Chevron, Sasol, Neste Oil, BP, «КамАЗ», «БелАЗ», «РЖД», «Фольксваген», «Северсталь», «Сибур», и многие другие.

- Что же пользуется большим спросом?

- Мы наблюдаем рост интереса к высокотехнологичным смазкам для всего спектра оборудования и транспортных средств. На отечественном рынке явный дефицит подобных материалов прослеживается в лесопромышленном комплексе. Особенно в сегменте пресс-грануляторов, с помощью которых выпускают топливные гранулы или пеллеты. Как только эта проблема обозначилась, наши специалисты за 2 - 3 месяца разработали и внедрили смазки для такого оборудования. Раньше в данном направлении отечественные смазки не применялись вовсе.

Еще одно востребованное направление - производство расходных материалов для таких сложных машин, как тоннелепроходческие комплексы для прокладки линий метро, кабельных и канализационных коллекторов. Стоит сказать, что в мире всего 5 - 6 производителей, которые делают такие материалы.

Начиная с 2006-го специалисты нашей компании одними из первых в России разработали и приступили к выпуску серии смазок, мастик и кондиционеров грунта для тоннелепроходческих комплексов с гидро- и грунтопригрузом. За десять лет с применением нашей продукции пройдено более 100 км тоннелей различного назначения и диаметра, причем в самых различных геологических условиях в России, Казахстане, Белоруссии, Иране и даже Австралии. Мы работали на строительстве наклонных эскалаторных тоннелей станций петербургского метро «Спасская» и «Адмиралтейская», части двухпутного тоннельного участка фиолетовой линии до электродепо «Южное» в Шушарах.

- Приятно осознавать, что местный производитель принимает участие в строительстве петербургского метрополитена.

- К сожалению, уже не принимает. Несмотря на десятилетний опыт петербургских специалистов в разработке и производстве материалов для тоннелестроения, готовность производить продукт с учетом специфических требований отечественного клиента, некоторые крупные петербургские и московские строительные организации предпочитают закупать аналогичную продукцию у западных компаний.

- С чем же связано прекращение сотрудничества?

- Все очень просто. Нас поставили в неадекватные финансовые условия расчетов за поставляемую продукцию. В результате это привело бы компанию к разорению, и мы сами были вынуждены отказаться от сотрудничества.

Мы готовы поставлять в кредит, но в разумных пределах. При этом непонятно, о каких отсрочках можно говорить, если речь идет об объектах федерального строительства, на которое выделяется финансирование, а наша продукция в смете занимает менее 1% от всех расходов. Такое «выкручивание рук» наводит на мысль, что эти условия созданы в пользу других поставщиков.

Данное предположение подтверждает и тот факт, что, работая на аналогичных объектах в Минске, Алма-Ате, Нижнем Новгороде, мы каждый раз участвуем в тендерах.

- Вы рассказали о смазках для сложной техники. Какие инновации отрасль предлагает для простых потребителей?

- С 2016 года мы активно развиваем выпуск биоразлагаемой смазки. Это позволяет использовать технику в сельском хозяйстве, судоходстве, ландшафтных работах без вреда для природы. Свыше 80% компонентов такой смазки быстро усваивается водными и почвенными микроорганизмами. Это подтверждено протоколами испытаний независимой лаборатории в Германии. Еще одна интересная разработка - первая в мире смазка для мотоцепей, которая светится в УФ-лучах. Суть такой смазки в том, что в процессе ее нанесения не может быть пропущено ни одно звено. Чтобы это проверить, достаточно просветить мотоцепь ультрафиолетом.

- Но, чтобы разработать столь сложные технологии, вам нужен свой центр НИОКР...

- Именно поэтому кроме производственных участков у нас есть масштабная лаборатория. Ей исполнилось уже 20 лет, научно-производственное подразделение появилось еще на старте нашего бизнеса. Вот как это было. По профессии я преподаватель биотехнологий. Во времена перестройки судьба заставила меня заняться торговлей смазочными материалами. Просто торговать мне было скучно, хотелось изучить и понять товар, который я продавал. Так и родилась лаборатория, которая на сегодня имеет около 35 единиц лабораторной техники, предназначенной как для стандартных, так и для уникальных испытаний. Часть оборудования создана силами наших специалистов. Благодаря возможностям этой лаборатории нам ежегодно удается разработать до пяти новых смазочных продуктов.

- Какими свойствами должны обладать современные смазочные материалы?

- Смазки различаются в зависимости от того, для каких узлов они предназначены и при каких условиях будут работать. Только стандартных свойств, которыми обладают смазки, около сорока. В России наиболее востребованы смазки, выдерживающие низкие температуры. Особенно это касается крупной техники, которая эксплуатируется при температуре от минус 20 оС до минус 60 оС.

Если говорить о смазочных материалах для автомобилей, то их основные свойства ориентированы на увеличение ресурсов двигателя. Современные машины с этой точки зрения весьма ненадежны. Ведь если раньше немецкий автомобиль мог без особого ущерба проехать миллион километров, то современная машина ограничена примерно 100 тысячами километров. Такое снижение ресурсных возможностей узлов и механизмов связано с нюансами борьбы за чистоту окружающей среды. Но если технологии вынужденно тормозят возможности автомобиля, то смазочные материалы продлевают жизнь механизмов.

- К чему сейчас стремятся ученые, разрабатывая инновационные смазочные материалы?

- В идеале все стремятся произвести смазку, которая будет работать вечно. Но в ближайшей перспективе это невозможно. Если же говорить о действующих реалиях, то все разработки стремятся к переходу от универсальности к индивидуализации. То есть сегодня идет разделение в производстве смазочных материалов для каждого конкретного вида техники, эксплуатируемого в разных условиях. Если простым языком, то современный рынок смазочных материалов можно сравнить с эксклюзивной диетой для каждой единицы техники. Актуальна и тема смазочных материалов для беспилотников и электромобилей.

- Из чего делаются современные смазочные материалы?

- Мы используем более 300 видов сырья. Есть продукты, в которых доля отечественного сырья доходит до 80%, а бывает и наоборот. Но если простые неорганические вещества или минеральные масла на основе нефти у нас можно найти без проблем, то сложные синтетические масла приходится покупать за рубежом. Высокотехнологичные компоненты в России пока в дефиците, производителей в этой области можно пересчитать по пальцам. Уж очень это производство сложное. А для того чтобы внедрить производство синтетического масла, необходимо 20 - 30 лет.

- При этом будущее именно за синтетическими составами?

- Да. Природные материалы на практике дают слишком большой разброс характеристик, и это сказывается на качестве конечной продукции. Синтетика с четко определенными химическими свойствами обеспечивает конечному продукту многофункциональность, высокое качество и большой срок службы.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook