Сладкие слезы

Кондитерские отделы петербургских магазинов ломятся от сладкого товара. Горы конфет, ванильный аромат, разноцветные фантики с изображениями привычных с детства образов. Но, если присмотреться к этим наименованиям внимательнее, начинают возникать вопросы. Почему, к примеру, некоторые конфеты с изображением известной героини Шарля Перро называются не «Красная Шапочка», а «Лапочка в шапочке», а знакомый «Кара-Кум» вдруг превратился в «Кызыл-Кум»? Чья фантазия придумывает современным конфетам дурацкие названия типа «Укус женщины», «Папа Коля» или «Лизун-сосун»? И, наконец, почему практически все кондитерские полки Петербурга, который всегда славились своими конфетными шедеврами, заняты продукцией из Москвы и других регионов?

Сладкие слезы | Ленинградский шоколад (во всех его обличьях) ценился по всему Союзу потому, что именно у нас массовое производство не вытеснило труд мастеров-кондитеров, за плечами которых - давняя традиция индивидуального подхода к каждой конфете. ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Ленинградский шоколад (во всех его обличьях) ценился по всему Союзу потому, что именно у нас массовое производство не вытеснило труд мастеров-кондитеров, за плечами которых - давняя традиция индивидуального подхода к каждой конфете. ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Последние из могикан

После неудачных попыток найти в магазинах Петербурга конфеты местного производства автору этих строк удалось познакомиться с генеральным директором кондитерской фабрики, которая производит конфеты в Кировском районе Ленобласти с 2003 года. Встреча произошла на одном из отчетных совещаний руководителей и участников перерабатывающей пищевой промышленности региона. В своем выступлении Татьяна Асланян пыталась донести до рапортующих о производственных достижениях прошедшего года чиновников, что, если они в ближайшее время не обратят внимания на проблемы региональной кондитерской отрасли, та просто-напросто канет в Лету.

Уже сегодня, чтобы пересчитать предприятия по производству конфет в Петербурге и Ленинградской области, можно ограничиться пальцами одной руки. Из структур, влияющих на рынок, прежде всего выделяется Кондитерская фабрика им. К. Самойловой, которая, правда, принадлежит москвичам и входит в состав холдинга «Объединенные кондитеры».

Если же говорить об исконно местных производителях, то это кондитерская фабрика «Камея», ориентированная на продукцию класса премиум. На средний сегмент работают молодая (пока еще с очень ограниченным ассортиментом) фабрика «Ленинградская» и «ФинТур». Мало того что петербургских предприятий мало, так и места для сбыта их продукции в регионе нет.

Так, фабрика «ФинТур» имеет пять производственных линий, оснащенных современным импортным оборудованием. Предприятие способно выпускать по 300 тонн конфет в месяц, но фактически производит лишь 50 тонн.

Может, причина в том, что конфеты невкусные? Но как же тогда многочисленные награды в отраслевых конкурсных мероприятиях... Например, одна из последних побед фабрики - золотая медаль и звание «Лучший продукт 2017 года» на международной выставке за конфеты «Крем-Де-Нуазон», которые обошли конкурентов из 60 (!) стран.

Укус конкурента

«Основная наша проблема - некорректно организованный рынок сбыта, - объясняет Татьяна Асланян. - Федеральные торговые сети ориентированы на крупных московских производителей, продукцией которых и занят весь рынок. И так будет продолжаться до тех пор, пока не изменятся законы. А именно - в них будет прописано требование обеспечить региональным производителям возможность сбыта продукции в своем регионе».

Но эта проблема не единственная. Еще более серьезным препятствием для развития региональной кондитерской отрасли являются так называемые конфетные войны, которые стали причиной закрытия многих региональных кондитерских фабрик.

«Первого Петербургского кондитерского комбината «Азарт» уже нет, - перечисляет потери Асланян. - Кондитерскую фабрику имени Н. К. Крупской, которая была достоянием Петербурга, растащили по кусочкам. Последний в 2014 году выкупил холдинг «Славянка». Теперь основное производство конфет, которые по инерции считаются петербургским гастрономическим сувениром, концентрируется в Старом Осколе и Ульяновске».

Конфеты, завернутые в знакомые с детства фантики, сейчас не узнать. У некоторых увеличился срок годности, что говорит об изменении рецептуры, причем не в лучшую сторону. И если сравнить вкус современной конфеты со вкусом аналога из времен СССР, разница будет существенной.

До самых до окраин

Так что же происходит в конфетном царстве и почему многим его подданным приходится несладко? Чтобы в этом разобраться, нужно вернуться во времена СССР, когда все кондитерские фабрики входили в единую систему планового производства. Рецептуры и технологии изготовления изделий разрабатывались в специальных институтах и утверждались сверху компетентными государственными органами.

В 1990-е все крупные предприятия были приватизированы. А в 1992 году, когда в России приняли закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименовании мест происхождения товаров», несколько московских фабрик, которые потом образовали холдинг «Объединенные кондитеры», зарегистрировали за собой права на многие советские бренды. Хотя имели на эти торговые марки совершенно равные права со всеми остальными предприятиями отрасли.

Сначала сей факт не вызвал изумления. Действовал закон, согласно которому если производитель уже выпускал ту или иную продукцию, то он имел право это делать и дальше, невзирая на правообладателя. В 2008 году закон изменили. «Объединенные кондитеры» заявили о своих исключительных правах на зарегистрированные товарные знаки и начали подавать на своих коллег, традиционно выпускающих продукцию под советскими брендами, многомиллионные судебные иски. Штрафы сопровождались законным запретом фабрикам работать с привычными торговыми марками.

Волна подобных «военных действий» москвичей против региональных кондитерских предприятий развернулась по всей России. Так, предприятие «Приморский кондитер» лишилось права выпускать конфеты «Птичье молоко». Тот факт, что специалисты именно владивостокской фабрики предложили в 1960-х рецептуру и технологию производства конфет «Птичье молоко», а их автор технолог Анна Чулкова до сих пор живет в родном городе, ситуацию не изменил. В результате фабрика, на которой эти конфеты родились, теперь выпускает не «Птичье молоко», а конфеты... «Приморские»: исконный бренд предприятию уже не принадлежит. Аналогичным образом лишилась права выпускать фирменные конфеты «Кара-Кум» Таганрогская кондитерская фабрика.

Столичный туз

Позиция «Объединенных кондитеров», в состав которых входят более десяти крупных компаний, в числе которых известные «Красный Октябрь», «Бабаевский», «Рот фронт», оказалась настолько жесткой, что под законодательный натиск попали даже видоизмененные известные бренды. К примеру, если в названиях конфет, производство которых происходит не на предприятиях — обладателях зарегистрированных товарных знаков, нет слова «мишка», но при этом на обертке есть картинки, вызывающие ассоциации с известной картиной русского художника, то подобные «вольности» теоритически могут дорого стоить - повлечь за собой серьезные судебные разбирательства и огромные штрафы.

«Мы выпускали конфеты «Для вас баварский шоколад», - рассказывает генеральный директор фабрики «ФинТур». - Мне была предъявлена претензия от «Объединенных кондитеров» за использование в названии конфет сочетания слов «для вас». Самое обидное, что «Объединенные кондитеры» конфеты с таким названием не выпускают. Аналогичная ситуация сложилась со словом «барбарис», которое, оказывается, я тоже не имею права использовать в названии своей конфеты «Фифти-Фифти» со вкусом барбариса». Наша реакция была - незамедлительно прекратить производство и продажу. И урегулировать этот вопрос с минимальными потерями».

С одной стороны, такие предприятия, как «ФинТур», понимают, что бороться с «Объединенными кондитерами» — гигантом, на стороне которого закон, бесполезно. С другой - кондитеры справедливо считают, что советские бренды в отрасли должны быть «национализированы», так как их можно считать достоянием всего народа. Ведь в мясоперерабатывающей промышленности подобной проблемы нет. Сегодня абсолютно все российские производители имеют право выпускать колбасу «Докторская» или «Любительская», разумеется, при условии соблюдения ГОСТа.

Право на слово

«Бизнес на словах» не ограничивается только известными брендами. Пользуясь несовершенством российского законодательства, некоторые компании сегодня просто регистрируют товарные знаки с использованием наиболее ходовых слов и потом продают право на их использование. Либо подают в суд на производителей, которые позволили себе воспользоваться тем или иным словом из словаря. В результате производители сладостей, которые ежегодно выпускают десятки новых видов продукции, вынуждены давать своим печеньям и конфетам неадекватные названия, взятые в том числе из словарей иностранных слов.

«Сегодня самое сложное в создании конфеты — придумать ей название. Куда легче разработать какой-нибудь уникальный рецепт, который займет призовое место на международной выставке», - разводит руками Татьяна Витальевна.

А пока региональные кондитеры отвоевывают для названий своих конфет еще свободные от товарных знаков слова, борются за право национализировать советские «сладкие» бренды и безрезультатно пытаются найти общий язык с федеральными сетями...

МЕЖДУ ТЕМ

По данным сайта компании, рямые продажи холдинга «Объединенные кондитеры» за 2016 год увеличились на 21%. Доля холдинга на кондитерском рынке России (по основным позициям): карамель - 38,7%; весовые конфеты - 27,4%; шоколад - 21,6%; конфеты в коробках - 18,1%.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Комментарии