Главная городская газета

Сила волшебного снадобья

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Экономика

Тупиковая ветвь эволюции

Почему железнодорожные вокзалы северной столицы рано загонять на окраины Читать полностью

Нелегкий выбор Поднебесной

Зачем народный банк Китая потратил на валютные интервенции около 1 трлн долларов Читать полностью

Банк банкротит бывшего хозяина

Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области решил ввести наблюдение в АО «ИТБ Холдинг» («Инвестиционный торговый бизнес холдинг»). Читать полностью

Жертвы «долевки»

Весеннее тепло пробудило не только ростки будущего подъема экономики России и мира, но и новые риски. С ними столкнулись все - от президентов до участников долевого строительства, от скупщиков золота до чиновников. Читать полностью

«Кому-то же еще хуже...»

Как вы думаете, сколько людей жертвует на благотворительность? По данным Фонда поддержки и развития филантропии КАФ, около 50% взрослого городского населения. Читать полностью
Сила волшебного снадобья | Иллюстрация Syda Productions/shutterstock.com

Иллюстрация Syda Productions/shutterstock.com

Для российского бизнеса нашли подходящие дрожжи, благодаря которым он стал расти и крепнуть прямо на глазах. В северной столице заветное «снадобье» представила Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (МСП), ставшая оператором приоритетного национального проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной инициативы». И это не пустые слова: число малых и средних предприятий на Северо-Западе России выросло за год до 689 тысяч. На их развитие государство выделило 1,4 млрд рублей. Кроме того, бизнесу в СЗФО было предоставлено 614 гарантий и поручительств на 8,7 млрд рублей, что позволило предпринимателям взять кредиты на 12,4 млрд руб.

Некрупный производитель, на котором держится экономика во всем мире, давно ждал протянутой государством руки. И ломать голову, как стимулировать его рост, не пришлось: решение лежало на поверхности. Корпорация МСП обеспечила предпринимателям доступ к системе закупок крупных акционерных обществ с государственным участием, предпочитавших покупать ранее почти все необходимое за рубежом.

В прошлом году объем закупок госструктур и корпораций у малого бизнеса в России составил 1,5 трлн рублей (более 100 тыс. позиций). И это не канцелярские скрепки, а высокотехнологичное оборудование, сопоставимое по характеристикам с американским, немецким и японским. По этому показателю Северо-Запад вышел на второе место (132 млрд рублей), уступив лишь Центральному округу. Драйвером роста в СЗФО, по традиции, стал Петербург, малый бизнес которого поставил заказчикам продукции на 107 млрд руб. Для сравнения: Вологодская область «закрыла» заказы на 5,3 млрд руб., Ленобласть - на 4,5 млрд руб., а другие регионы недотянули до данного уровня и наполовину.

«Сказать откровенно, мы и сами были ошарашены такими результатами, - признал глава корпорации МСП Александр Браверман. - Но недавно подвели итоги первого квартала и получили 420 млрд, а значит, в целом по году при самых осторожных прогнозах можно выйти на 1,6 трлн рублей. Это говорит о том, что спрос крупных компаний на отечественные эффективные разработки растет, и наши предприниматели вполне могут его удовлетворить».

Впрочем, отдача могла быть и больше, если бы не осторожная позиция бизнесменов, которые, обжегшись на молоке, стали дуть на воду. Увы, все привыкли, что, едва предприятие проявит активность, со всех сторон налетят проверяющие и сделают его жизнь невыносимой. Даже точной статистики, характеризующей состояние МСП, до недавнего времени не имелось: в России не было структуры, отражающей подлинную ситуацию. Теперь появилась - при участии Агентства стратегических инициатив был создан Единый реестр субъектов МСП.

Конечно, опасения у госмонополий вроде РЖД имеются, но развеять сомнения достаточно просто. Компаниям дали возможность проверять сроки и качество поставок, что называется, не отходя от кассы. А корпорация МСП обязалась ежеквартально отслеживать положение дел с помощью современных информационных систем, таких как «СПАРК-Маркетинг», позволяющих оценивать прозрачность и качество работы поставщиков по восьми факторам.

Это нужно для того, чтобы и заказчик убедился, что ему предоставили именно те услуги или оборудование, которые необходимы, и предприниматели увидели, что двери закупок перед ними не закрыты. Наладить же продуктивную работу можно только при атмосфере обоюдного доверия.

В то же время для производства наукоемкой продукции, в которой нуждается рынок, нужны особые меры финансовой поддержки. За время работы корпорация МСП предоставила малым инновационным предприятиям гарантий на 102 млрд рублей, а бизнесмены «средней руки» получили заемные средства на общую сумму 172 млрд руб. Для этого была разработана программа «Шесть с половиной», по которой Центробанк расширил в нынешнем году лимит на 100 млрд руб. Еще два года как минимум (скорее всего, программа будет продлена) производители смогут получать деньги от банков на самых выгодных условиях - 10,6% ставки для малого и 9,6% для среднего бизнеса.

«Меры поддержки обусловили хорошую динамику, - говорит президент общественной предпринимательской организации «Опора России» Александр Калинин. - Мы это видим, особенно в Северо-Западном федеральном округе, где малый и средний бизнес вырос за год на 9%. Этот показатель почти вдвое превышает общероссийский. А в Петербурге перемены еще более очевидны: здесь появилось дополнительно 15,8 тыс. малых и средних предприятий».

За то же время в 47-м регионе было открыто 2,4 тыс. новых МСП, в Архангельской области - 1,7 тыс., а в Карелии - 1,1 тыс. И все же предмет особой гордости федеральной корпорации не новые финансовые инструменты, а презентованный в Петербурге бизнес-навигатор.

«Предприниматель открывал производство или торговлю интуитивно, - поясняет Александр Браверман. - Он смутно представлял емкость рынка и виды господдержки, не имел ясного представления о конкурентном поле. Мы же вместе с партнерами создали ресурс, который вооружит его полной информацией, причем бесплатно, а это сегодня, пожалуй, самая ценная вещь...»

Устроен ресурс довольно несложно, и он открывает бизнесменам глаза на те позиции, которые помогают сориентироваться в обстановке и подготовить толковый бизнес-проект, чтобы открыть новое дело либо расширить прежнее. Сделать это можно, работая в сфере услуг или представляя высокотехнологичный сектор, отвечающий за поставки крупным компаниям.

Авторы бизнес-навигатора позиционируют его как уникальный продукт, почти не имеющий аналогов в мире. На сегодняшний день он действует в 169 городах России с населением 100 тыс. человек и больше. И это только начало, говорят разработчики, по мере пополнения базы данных география будет расти.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook