Сила волшебного снадобья

Для российского бизнеса нашли подходящие дрожжи, благодаря которым он стал расти и крепнуть прямо на глазах. В северной столице заветное «снадобье» представила Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (МСП), ставшая оператором приоритетного национального проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной инициативы». И это не пустые слова: число малых и средних предприятий на Северо-Западе России выросло за год до 689 тысяч. На их развитие государство выделило 1,4 млрд рублей. Кроме того, бизнесу в СЗФО было предоставлено 614 гарантий и поручительств на 8,7 млрд рублей, что позволило предпринимателям взять кредиты на 12,4 млрд руб.

Сила волшебного снадобья | Иллюстрация Syda Productions/shutterstock.com

Иллюстрация Syda Productions/shutterstock.com

Некрупный производитель, на котором держится экономика во всем мире, давно ждал протянутой государством руки. И ломать голову, как стимулировать его рост, не пришлось: решение лежало на поверхности. Корпорация МСП обеспечила предпринимателям доступ к системе закупок крупных акционерных обществ с государственным участием, предпочитавших покупать ранее почти все необходимое за рубежом.

В прошлом году объем закупок госструктур и корпораций у малого бизнеса в России составил 1,5 трлн рублей (более 100 тыс. позиций). И это не канцелярские скрепки, а высокотехнологичное оборудование, сопоставимое по характеристикам с американским, немецким и японским. По этому показателю Северо-Запад вышел на второе место (132 млрд рублей), уступив лишь Центральному округу. Драйвером роста в СЗФО, по традиции, стал Петербург, малый бизнес которого поставил заказчикам продукции на 107 млрд руб. Для сравнения: Вологодская область «закрыла» заказы на 5,3 млрд руб., Ленобласть - на 4,5 млрд руб., а другие регионы недотянули до данного уровня и наполовину.

«Сказать откровенно, мы и сами были ошарашены такими результатами, - признал глава корпорации МСП Александр Браверман. - Но недавно подвели итоги первого квартала и получили 420 млрд, а значит, в целом по году при самых осторожных прогнозах можно выйти на 1,6 трлн рублей. Это говорит о том, что спрос крупных компаний на отечественные эффективные разработки растет, и наши предприниматели вполне могут его удовлетворить».

Впрочем, отдача могла быть и больше, если бы не осторожная позиция бизнесменов, которые, обжегшись на молоке, стали дуть на воду. Увы, все привыкли, что, едва предприятие проявит активность, со всех сторон налетят проверяющие и сделают его жизнь невыносимой. Даже точной статистики, характеризующей состояние МСП, до недавнего времени не имелось: в России не было структуры, отражающей подлинную ситуацию. Теперь появилась - при участии Агентства стратегических инициатив был создан Единый реестр субъектов МСП.

Конечно, опасения у госмонополий вроде РЖД имеются, но развеять сомнения достаточно просто. Компаниям дали возможность проверять сроки и качество поставок, что называется, не отходя от кассы. А корпорация МСП обязалась ежеквартально отслеживать положение дел с помощью современных информационных систем, таких как «СПАРК-Маркетинг», позволяющих оценивать прозрачность и качество работы поставщиков по восьми факторам.

Это нужно для того, чтобы и заказчик убедился, что ему предоставили именно те услуги или оборудование, которые необходимы, и предприниматели увидели, что двери закупок перед ними не закрыты. Наладить же продуктивную работу можно только при атмосфере обоюдного доверия.

В то же время для производства наукоемкой продукции, в которой нуждается рынок, нужны особые меры финансовой поддержки. За время работы корпорация МСП предоставила малым инновационным предприятиям гарантий на 102 млрд рублей, а бизнесмены «средней руки» получили заемные средства на общую сумму 172 млрд руб. Для этого была разработана программа «Шесть с половиной», по которой Центробанк расширил в нынешнем году лимит на 100 млрд руб. Еще два года как минимум (скорее всего, программа будет продлена) производители смогут получать деньги от банков на самых выгодных условиях - 10,6% ставки для малого и 9,6% для среднего бизнеса.

«Меры поддержки обусловили хорошую динамику, - говорит президент общественной предпринимательской организации «Опора России» Александр Калинин. - Мы это видим, особенно в Северо-Западном федеральном округе, где малый и средний бизнес вырос за год на 9%. Этот показатель почти вдвое превышает общероссийский. А в Петербурге перемены еще более очевидны: здесь появилось дополнительно 15,8 тыс. малых и средних предприятий».

За то же время в 47-м регионе было открыто 2,4 тыс. новых МСП, в Архангельской области - 1,7 тыс., а в Карелии - 1,1 тыс. И все же предмет особой гордости федеральной корпорации не новые финансовые инструменты, а презентованный в Петербурге бизнес-навигатор.

«Предприниматель открывал производство или торговлю интуитивно, - поясняет Александр Браверман. - Он смутно представлял емкость рынка и виды господдержки, не имел ясного представления о конкурентном поле. Мы же вместе с партнерами создали ресурс, который вооружит его полной информацией, причем бесплатно, а это сегодня, пожалуй, самая ценная вещь...»

Устроен ресурс довольно несложно, и он открывает бизнесменам глаза на те позиции, которые помогают сориентироваться в обстановке и подготовить толковый бизнес-проект, чтобы открыть новое дело либо расширить прежнее. Сделать это можно, работая в сфере услуг или представляя высокотехнологичный сектор, отвечающий за поставки крупным компаниям.

Авторы бизнес-навигатора позиционируют его как уникальный продукт, почти не имеющий аналогов в мире. На сегодняшний день он действует в 169 городах России с населением 100 тыс. человек и больше. И это только начало, говорят разработчики, по мере пополнения базы данных география будет расти.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Комментарии