Шпилька для платформы

Сегодня уже мало отвечать на вызовы времени - надо умело ими пользоваться. Один из проектов, в котором участвует Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ), так и называется — «Фабрики будущего». Этот вуз давно стал площадкой, где рождаются инновации, востребованные в ключевых отраслях отечественной экономики. Поэтому среди его стратегических партнеров - гиганты энергетического сектора «Газпром», «Роснефть» и другие. Об особенностях и перспективах взаимодействия с ними корреспонденту «СПб ведомостей» Виктору ЮШКОВСКОМУ рассказал ректор университета академик РАН Андрей РУДСКОЙ.

Шпилька для платформы | ФОТО пресс-службы СПбПУ

ФОТО пресс-службы СПбПУ

- Андрей Иванович, почему при наличии в стране отраслевых НИИ наукоемкие исследования нефтяники и газовики заказывают вашему вузу?

- Отраслевая наука изменилась. В 1990-е смогли выжить не все институты, и, когда экономика начала возрождаться, научно-технологическая платформа России стала иной. К тому времени завершилась реструктуризация СПбПУ, мы создали комплексные научно-исследовательские группы, которые занялись масштабной работой, продвигая ее по всей цепочке - от проектирования до внедрения готовой продукции.

Это не проектный офис в обычном понимании. Политех остается научно-образовательной структурой. Но наши преподаватели, студенты, аспиранты вовлечены в решение задач, имеющих отношение к созданию современной индустрии России. Значительная часть работ, в которых задействованы ведущие подразделения и кафедры вуза, связана с освоением шельфовых месторождений, добычей сырья, выпуском механизмов нового поколения для доминирующего в экономике нефтегазового комплекса. У нас есть тут подвижки, особенно после введения санкций.

- То есть вы всерьез занялись импортозамещением...

- В нашей области задача по импортозамещению распадается на две части. Первая: есть действующие объекты добычи и транспорта углеводородов зарубежного производства, работу которых нужно поддерживать, предлагая запчасти. Вторая - мы сами должны создавать инновационные разработки, которые превосходили бы импортные образцы. То есть не просто копировать готовое изделие, а закладывать в него свежие решения.

В прошлом году на совещании в Минпромторге РФ прозвучала фраза о необходимости в кратчайший срок создать износостойкое оборудование для нефтегазовой отрасли. Требовалось сделать, в частности, шпильку для морской платформы «Приразломная» («Газпром нефть»). Многие откликнулись на предложение, но единственным, кто справился, был СПбПУ. Задание выполнил наш инжиниринговый центр. Это была сложная работа: требовалось определить химический состав стали, подготовить документацию и т. д.

- Насколько тесно вы сотрудничаете с подразделениями нефтегазовых и металлургических корпораций, расположенных в нашем регионе?

- Я бы отметил сотрудничество с компанией «Газпром Трансгаз Санкт-Петербург». Кадры для нее готовит наша базовая кафедра, где студентам читают лекции и производственники, и сотрудники Политеха.

В то же время мы ведем исследования по целому ряду проблем отраслевого масштаба, касающихся производства труб принципиально нового качества. Тут взаимодействуем с Ижорским трубным заводом и Череповецким сталелитейным гигантом - буквально со дня их основания.

«Северсталь», например, была озабочена выпуском труб, способных работать в условиях Арктики. К решению этой задачи корпорация подключила несколько организаций, включая петербургский институт конструкционных материалов «Прометей» и наш вуз. И когда проводили на полигоне испытания методом взрыва, определяя качество наших труб и японских, оказалось, что продукция череповецкого комбината выдерживает «шоковые» нагрузки лучше. Творческий коллектив ученых получил за это премию правительства РФ.

- Арктика, видимо, становится «центром притяжения» для ваших инноваций?

- Безусловно. Но арктический регион не только перспективный, но и тяжелый, со слаборазвитой инфраструктурой, и он ставит сложнейшие задачи. Так, наши ученые разработали для Арктики системы автономного энергоснабжения с интеллектуальным управлением на базе ветро-дизельной модульной станции. Им не страшны ураганы, обледенение и стужа. Они ориентированы на возобновляемые источники энергии и могут обходиться без дизельного топлива, а значит, не потребуется доставлять на Север бочки с горючим, которые трудно потом вывезти. В России таких систем пока нет, хотя за нашими исследованиями внимательно следят и «Газпром», и «Лукойл», и энергетики.

- Этот проект вы реализуете в рамках федеральной целевой программы. Какие еще инновации продвигаете на федеральном уровне?

- Совместно с компанией «ПромТехИнвест» Политех разрабатывает экономичный верхний привод для мобильных буровых установок, которые применяются в Сибири («Сургутнефтегаз»), на Каспии и в других регионах. А разрабатываемые нами приводы штанговых насосов с адаптивным управлением могут использоваться в нефтяных скважинах по всему миру.

Другой значимый проект касается сейсмозащиты морских трубопроводов и методики оценки их безопасности. Работаем, кроме того, над выпуском центробежных турбокомпрессоров, которые не имеют себе равных, - уже выпущено более 500 агрегатов общей мощностью 5200 МВт. Это заслуга лаборатории «Газовая динамика турбомашин» и пермского нашего партнера компании «Искра-Авиагаз».

В целом за последние три года мы реализовали восемь таких наукоемких проектов. В том числе предложили методологию моделирования ледовых нагрузок на морские платформы. Результаты работы, которую выполняет центр «АЦИА-Политехник», опробованы в Баренцевом море (Штокмановское месторождение) и на каспийском шельфе.

- Не ослабели ли ваши связи с зарубежными компаниями на фоне санкций и стремления к импортозамещению?

- Многие западные компании, к сожалению, с российского рынка ушли, но некоторые остались. Среди них Weatherford, с которой сотрудничаем уже около десяти лет в сфере борьбы с коррозией, предлагая разные методы защиты металла и «Трансгазу», и предприятиям ЖКХ. Тесные узы связывают нас с Schlumberger (нефтесервис) и FMC (технологический софт). Надеюсь, такие контакты удастся расширить, ведь мир открыт для кооперации.

- На какие научные школы опирается Политех в своих разработках?

- Для меня это понятие неоднозначное: одно дело просто гордиться вековыми традициями, а другое - выходить на передовые рубежи, используя накопленный багаж. В этом смысле у нас сильные научные коллективы: школы профессоров Александра Кириллова, Николая Колбасникова, Виктора Рассохина. Идеи наших ученых воплощены в таких ключевых направлениях, как материаловедение, моделирование гидроразрыва пласта, детандтерные генераторы, роботы для очистки трубопровода, методы неразрушающего контроля и т. д.

Причем нефтяникам интересны и наработки в других областях. Участвуя в проекте «Кортеж» по созданию нового семейства автомобилей, мы освоили систему безлюдного цифрового проектирования, которая будет использована для решения задач сырьевого блока.

На это направлены и многие проекты в сфере судостроения, повышения надежности и долговечности морских объектов. Так, совместно с компанией «Севмаш» в Северодвинске сегодня создаются принципиально новые плавучие платформы для добычи на шельфе.

- Очевидно, недропользователи помогают ученым вести инновационные разработки?

- Конечно, ведь нужна мощная лабораторная база. Так сложилось, что сырьевая отрасль - одна из самых платежеспособных в нашей экономике. Часть вырученных за разработки средств мы вкладываем в покупку оборудования и технологий.

Кроме этого, наши партнеры открывают после ремонта именные аудитории, предоставляют для учебного процесса дорогостоящие агрегаты (газовики подарили компрессор в разрезе). Важно, чтобы наши выпускники, устроившись в передовые компании, где технологическое обновление идет непрерывно, шли в ногу со временем.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 218 (5835) от 22.11.2016.


Комментарии