Разведка вышла на Клондайк

Геологические предприятия северной столицы, входящие в холдинг Росгеология, развиваются очень интенсивно. Слившись в Северо-Западное производственное геологическое объединение (ПГО), за последние три года они утроили общий объем выручки: в 2016-м данный показатель превысил 600 млн рублей (вся выручка по Росгеологии - 30 млрд) и продолжит расти.

Разведка вышла на Клондайк | ФОТО Сергея САВОСТЬЯНОВА/ТАСС

ФОТО Сергея САВОСТЬЯНОВА/ТАСС

Оно и понятно: недра округа не только богаты углеводородами, но и таят немалые запасы алмазов, золота, меди, никеля, железной руды, поиск которых ведут петербургские геологи.

Портфель заказов. Серьезные ожидания связаны и с новым, только открывшимся полевым сезоном. Каким он будет для Северо-Западного ПГО? Во многом это определяют характерные в целом для Росгеологии процессы: модернизация, консолидация активов, выход в арктическую зону и т. д. К каждому из ключевых направлений стоит присмотреться особо.

Геология чувствительна к финансово-экономическим переменам гораздо больше, чем прочие отрасли. Ведь отдача от громадных вложений в геологоразведку не сиюминутна, а долгие инвестиции, считается, не совместимы с кризисными явлениями: слишком туманны тенденции, велики риски при неустойчивой рыночной конъюнктуре.

Тем не менее и на федеральном уровне, и у части недропользователей есть понимание того, что темпы геологического изучения надо сохранить, чтобы обеспечить воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ). Пережидая трудное время, геологи не затянули пояса. Напротив, по словам Романа Панова, генерального директора Росгеологии, они продолжают осваивать перспективные территории России, улавливая тренд в удорожании цен на сырье.

Расширилась и программа Северо-Западного ПГО, вобравшего три предприятия: под единую крышу входят «Севзапгеология», «Северкварцсамоцветы» и «Петербургская комплексная геологическая экспедиция», ставшая цементирующей, базовой структурой в округе. Существенно вырос портфель заказов по твердым полезным ископаемым.

География поисков. В новом полевом сезоне петербургские геологи будут работать едва ли не во всех регионах Северо-Запада. Примечательны и направления геологоразведки. Это марганцевые руды (Кара-Силовская площадь Ненецкого округа), металлы платиновой группы и алмазы (Мончегорский рудный район и Пулонгская площадь Мурманской области), хромовые руды (Войкаро-Сынинский массив на Полярном Урале), вологодские стекольные пески и, конечно, подземные воды (Ленинградская область, Карелия).

Причем в некоторые полярные районы, где предстоит вести полевые работы, петербуржцы направили технику и специалистов уже сейчас, иначе после паводка туда не попасть. Что ж, выходить на летние маршруты по зимникам для геологов дело привычное. А уверенности им придают уже достигнутые результаты. В рамках федеральной программы оценены были, например, ресурсы калиево-магниевых солей в Калининградской области - на этой основательной сырьевой базе в регионе планируется построить горнодобывающий комбинат.

Известность петербуржцам принесли и поиски подземной пресной воды. Занимаясь этим многие годы, геологи обеспечили питьевой водой несколько крупных городов (Новгород, Псков, Балтийск) и административных центров Ленобласти - Кингисепп, Выборг, Волхов, Кириши и др. И занимаются созданием «питьевой» постоянно действующей математической модели, чтобы принимать грамотные управленческие решения по водоснабжению Карельского перешейка. Это одна из первых таких работ в России.

Структура работ. Выполнение задач федеральной программы по ВМСБ обеспечивает значительную часть заказов Северо-Западного ПГО (80%) - доля частных добывающих компаний не превалирует. Казалось бы, это естественно, ведь к ПГО перешли функции единого поставщика геологических услуг в округе, а масштабы поисковых работ резко выросли. Однако в условиях рынка делать ставку нужно преимущественно на средства частных инвесторов.

Росгеология в целом имеет противоположное соотношение (70 на 30%), к которому стремятся петербуржцы. Уже к 2020 году, как ожидается, чаши весов у них выравняются, достигнув более приемлемого уровня - пятьдесят на пятьдесят. Почему это произойдет? Минерально-сырьевая база у недропользователей истощается, а заниматься подготовкой ресурсов, которые могут превратиться в запасы, то есть полноценные дорогостоящие активы, а могут и нет, компании опасаются: риск непомерно велик. При таких обстоятельствах компетенции и опыт ПГО, безусловно, востребованы.

«В прошлые годы мы привлекали подрядчиков, а сегодня почти полностью выполняем работы собственными силами, - говорит Олег Васин, управляющий директор Росгеологии. - Мы возродили геофизическую партию, оснастив ее новейшим оборудованием и программным обеспечением, позволяющим выполнять на скважине весь комплекс исследований. В смутное время вынуждены были свернуть бурение на твердые полезные ископаемые, а теперь вернулись к нему и ведем поиск алмазов, платины, марганцевых руд...»

Модернизация мощностей. Долгосрочная программа развития Росгеологии предусматривает солидный объем инвестиций в модернизацию основных фондов, и это не заемные деньги. Даже в нелегкую пору холдинг направляет на перевооружение часть заработанных средств, улучшая оснащение предприятий, чьи услуги наиболее востребованы.

Так, инвестиционная программа Северо-Западного ПГО в прошлом году выросла до 48 млн рублей, а совокупный объем вложений до 2020 года составит 200 млн рублей. Благодаря этому удалось закупить современное буровое оборудование, позволяющее поднимать из скважины до 95% керна (горного материала) - показатель у геологов очень важный, и каротажную станцию, которая дает возможность снимать за одну операцию сразу несколько геофизических параметров.

Перейти сразу, по сигналу, на выпуск, скажем, первоклассной буровой продукции российская промышленность не может, нужно время. И все-таки рынок начинает реагировать на запросы: в этом году ПГО закупает российскую буровую установку, чтобы вести твердосплавное бурение (на те же алмазы), с улучшенными характеристиками.

Для любой крупной компании это один из решающих факторов наряду с компетенциями при выборе исполнителя работ. И перевооружение продолжается: для решения задач в отдаленных районах геологи покупают вездеходы на мягких шинах, чтобы не повредить уязвимый почвенный слой арктической тундры, и другую полезную в автономном поиске технику.

Арктические проекты. Арктика с ее белыми пятнами, которые могут обернуться открытиями, влечет Росгеологию. Петербургские судостроители готовы подключиться к проектам, способным «подпитать» нефтегазовые кладовые страны. Ну а Северо-Западное ПГО ответственно за наполнение закромов родины в этих краях алмазами, платиноидами и медно-никелевыми рудами. И хотя геологоразведка на начальных этапах малопредсказуема, шансы на успех все же серьезные. Хотя бы потому, что петербуржцы сохранили навыки работы в арктической зоне.

Но крупные проекты требуют дополнительных полномочий и ресурсов. Встать на ступень выше Росгеологии, не имеющей собственного бюджета (деньги перенаправляют Роснедра), по некоторым оценкам, помогло бы изменение статуса: госкорпорация располагает другими возможностями. Судьба этого законопроекта пока неизвестна, он осел в недрах правительства. При благополучном раскладе, однако, ПГО бы выиграло, убеждены некоторые специалисты. Отраслевая раздробленность еще никому на пользу не шла.

Консолидация активов. То же самое можно сказать о процессах внутри холдинга. Объединение геологоразведочных предприятий на Северо-Западе завершается и скоро (не позже июня) обретет соответствующие права де-юре. Что это даст самим геологам?

«Объединение - путь к решению масштабных задач, требующих концентрации всех сил и средств, - отмечает Олег Васин, - основной вектор развития. Синергетический эффект, который при этом достигается, показывают расчеты. Действуя разрозненно, как в дорыночные времена, мы бы не справились с объемами, которые выросли за последние годы в разы».

Одни сохранили лабораторный комплекс, но растеряли кадры, другие сберегли персонал, но вышли из экономических бурь без должного оборудования. Простая арифметика: один плюс один равно два. Логика суммирования преимуществ внутри слившегося ПГО примерно та же, считают геологи. И оптимизация затрат, другой довод в пользу консолидации, лишь укрепляет полученный результат.

Виды на будущее. Минерально-сырьевая база Северо-Запада - одна из перспективных в России по углеводородам (Коми, Ненецкий автономный округ, Калининградский шельф). Округ, который можно назвать неразведанным Клондайком России, богат алмазами, платиной, золотом и углем. Здесь сосредоточено более 60% балансовых запасов титана в РФ (пять месторождений в Коми и Мурманской области).

Печорский угольный бассейн занимает второе место в стране по запасам каменного угля. Кольский полуостров обеспечивает 100% производства апатитового концентрата в России, 10% никеля и 11% железных руд. Карелия обеспечивает 8% добычи железных руд, являясь одним из основных поставщиков кварца, калиевой слюды (мусковита), полевошпатового сырья, отделочных камней.

Перспективы Архангельской области связаны с добычей алмазов, а Средне-Тиманского района - с добычей и переработкой бокситовых (Вежаю-Ворыквинское месторождение) и титановых руд. В Калининградской области сосредоточено более 90% разведанных мировых запасов янтаря (около 110 тыс. тонн).

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Комментарии