Найти управу на управляющие компании

Долги захлестнули сферу ЖКХ. Горожане в совокупности должны управляющим компаниям более 8 миллиардов рублей, а управляющие компании в свою очередь недоплатили монополистам за коммунальные ресурсы более 12 миллиардов. Все кивают на всех, и кажется, эта болезнь стала всеобщей.

Найти управу на управляющие компании | Иллюстрация ibe-Images/shutterstock.com

Иллюстрация ibe-Images/shutterstock.com

О «радивости» и нерадивости

Руководители жилищного комитета утверждают, что в таком положении виноваты «нерадивые управляющие компании», которые не умеют и не хотят хорошо работать. Утверждение далеко идущее, призванное заставить человека думать, что проблемы ЖКХ связаны не с плохо выстроенной системой, не с бездумными решениями и крайне невысоким уровнем жизни людей, а с чьей-то персональной ленью, глупостью или вороватостью.

Хуже всего, по мнению главы жилищного комитета Валерия Шияна, идут дела у частных управляющих компаний.

- Их деятельность непрозрачна для нас, поскольку платежи проходят не через ВЦКП, а через другие расчетные центры, - пояснил Валерий Васильевич. - Трудно сказать, как такие компании распоряжаются деньгами населения. Известно лишь, что в среднем за прошлый год они увеличили свои долги за ресурсы (тепло и воду) более чем на 40 процентов. Для сравнения: управляющие компании с долей участия города увеличили долги всего на 19 процентов.

Но лишь в середине февраля жилищный комитет впервые счел возможным официально представить частные управляющие компании, которые, как следует из официальной справки, портили картину и в течение года практически не расплачивались с ресурсниками ни за воду, ни за тепло.

Правда, на поверку вышло, что не очень-то они и частные - эти компании. Вернее, частные, но - под крылом (эгидой, руководством, договором, учреждением) Министерства обороны РФ.

Так, лидером петербургского антирейтинга, подготовленного жилищным комитетом, с максимальным отрывом от всех прочих выступает ООО «Сплав Т», управляющее новостройками Министерства обороны в Осиновой Роще (Выборгский район).

За год компания увеличила долг перед ГУП «ТЭК»... на 6647 процентов. Такого не бывает. И тем не менее в январе 2016-го долг составлял 450 тысяч рублей, в январе 2017-го - уже более 30 миллионов.

Странный (иначе не скажешь) подскок долга случился в ОАО «Славянка» - колоссально разросшейся московской фирме, близкой к военному министерству, филиал которой управляет домами в Пушкинском и Кронштадтском районах. Долг перед ГУП «ТЭК» по этим районам за год вырос, соответственно, на 2627 и на 1089 процентов. Штука в том, что долги эти безнадежны, поскольку «Славянка» признана банкротом.

ООО «Главное управление жилищным фондом» - аналог «Славянки», учрежденное все тем же Министерством обороны. У петербургских жилищников и у «Петербургтеплоэнерго» имеется зуб на предприятие из-за того, что в течение истекшего года оно сумело на своих объектах в Петродворцовом районе увеличить долг за тепло и горячую воду более чем втрое. Правда, в абсолютных цифрах долги эти, по нашим временам, смехотворны: год назад было 90 тысяч рублей, теперь - 400 тысяч.

Одно шило - на два мыла

Не столь значительно (но тоже немало) увеличили долги и реальные частные компании: ООО «Дом комфорт» (в управлении три дома в Приморском районе), ООО «Элис-хоум» (три дома в Московском районе), ООО «Монтаж оборудование Плюс» (девять домов в разных районах), ООО «Петросервис» (четыре дома в Адмиралтейском) и ряд других управляющих компаний такого же масштаба.

Чиновники время от времени говорят о проверенной временем примете: мол, если частная компания начала активно копить долги, значит, скоро исчезнет, реорганизуется или объявит себя банкротом. В общем, оставит долги в прошлом и начнет, как говорится, с чистого листа. Похоже, чиновники не слишком-то любят частников. Откуда-то те возникают, куда-то испаряются, сливаются, расформировываются, оставляя в жилищном комитете привкус обмана, бесконтрольности и безнадзорности. Неприятное чувство. Особенно если имеется привычка все видеть и непременно всем руководить.

Готовится исчезновение или нет, но только частников, в работе которых появилась червоточинка, берут «на карандаш». В отношении некоторых начинается прямо-таки административная война.

- Районные администрации обязаны обеспечить нормальное прохождение отопительного сезона. А как его можно обеспечить, если домами управляет компания-должник, которая неизвестно как тратит деньги? - отметил Шиян.

И районные администрации стараются, предпринимают усилия, чтобы компании эти больше не управляли домами. Как могут, так и стараются. Одна из таких историй - пожалуй, самая яркая - все тянется и тянется в Колпинском районе.

Частная компания «Городской центр коммунального сервиса» (ГЦКС), работающая в Колпине и в Красном Селе, около года назад была объявлена (или объявила сама себя - есть разные мнения) банкротом. И тогда же через суд передала все свое хозяйство в ведение ФЦ «ГЦКС» (финансовому центру самой себя). Ресурсоснабжающие компании хмыкнули, покачали головой, но... вынуждены были заключить новые договоры поставки ресурсов уже с ООО «ФЦ «ГЦКС». И в течение всего 2016 года жители 116 домов в Красносельском районе и 47 - в Колпинском оплачивали коммунальные услуги через ФЦ.

Правда, в Колпине была предпринята административная попытка заменить частную компанию ФЦ на... две другие. Одна - «Евродом» - в течение полутора лет занималась поддержанием нескольких расселенных зданий (интересно, в чем заключается такая работа?). Вторая - «Жилой квартал» - родилась в 2014 году и управляет (во всяком случае по данным портала «Наш Санкт-Петербург») единственным домом: крутой новостройкой на Московском проспекте, 139. Правда, сами жители новостройки считают, что их управляющая компания называется «Космосервис». Это история о том, насколько осознанно колпинские жители могли выбрать никому не ведомые «Евродом» и «Жилой квартал». И насколько вообще они были готовы поменять одно шило на два мыла...

Трудно остановить выбор на том, о ком никогда не слышал. Но районная администрация тем не менее заявила, что собственники проголосовали-де за смену управляющей компании. ГЦКС в свою очередь объявил протоколы голосования подделкой. И - в суд.

Так друг за другом по судам и ходят. И это было бы весело, если бы в течение целого года и ГУП «ТЭК» как самый главный кредитор ГЦКС, и администрации двух районов как стражи интересов граждан, и жилищный комитет как проводник государственной политики в жилищной сфере, хоть что-то смогли бы сделать с компанией, которую все они именуют мошенницей. Похоже, и теперь ума не приложат, что делать. ГУП «ТЭК» даже жалуется, что из-за нехорошего поведения ГЦКС может потерпеть убытков на 427 миллионов рублей.

При этом сами жители спорных домов в Колпине, кажется, перестали следить за этой историей. Свет горит, вода льется, батареи греют... А в остальном - пусть эти управляющие хоть передерутся...

Все это к вопросу о «нерадивых» и «радивых». Увы, при всем желании не удастся списать состояние жилищно-коммунальной отрасли на субъективные причины и будто бы злонамеренные действия частников.

Свет в окошке или в конце тоннеля?

Собственно, сам же жилищный комитет поднимает на щит некоторые частные управляющие компании. В рейтинге комитета по итогам четвертого квартала 2016 года самой-самой признана УК «Альбион». Слышали о такой?..

А вот жители пяти новостроек на Крестовском острове не только слышали, но и пользуются ее услугами - отличного качества и примерной прозрачности по части финансов. Вот только платят собственники здесь особым образом, непривычным для подавляющего числа горожан: жители дома 33 по Морскому проспекту в наступившем году будут платить за содержание общего имущества по 76,94 рубля с квадратного метра своей квартиры. А на Крестовском проспекте, 10, - по 132,42 рубля. Сравните - городской тариф «за содержание...» 11,08 рубля.

Что же можно получить от управляющей компании за эдакие-то деньжищи?

В смысле ежедневных работ по содержанию общего имущества и управлению - ничего особенного. Просто «Альбион» поступает так, как написано в Жилищном кодексе: сначала определяет, сколько стоит та или иная услуга, а потом уже делит эту стоимость на количество квадратных метров и доводит свои расчеты до сведения собственников.

Скажем, подсчитали, что обслуживание уборочной техники, ведение документации, бухгалтерские услуги, зарплата персонала, работа диспетчерской и прочее, что в совокупности именуется управлением, в доме по адресу, скажем, Кемская улица, 7, стоит 226 тысяч 186 рублей и 34 копейки в месяц. Разделили на количество квадратных метров жилья. Получилось, что тариф за управление в этом доме в наступившем году составит 17,44 рубля с квадратного метра. И дальше по тому же принципу.

Вовсе не факт, что при таком расчете 2017-й непременно окажется дороже 2016-го. Так, услуги промышленных альпинистов по мытью окон в прошлом году стоили (если верить финансовым документам «Альбиона») 24 701,65 рубля, а в 2017-м - 23 863,70. Так что тариф за эту услугу в доме на Кемской улице снизился аж на 7 копеек. Чуть меньше теперь начисляют и за текущий ремонт. В прошлом году меняли кое-какое оборудование, а теперь - планируют выборочно подчистить штукатурку на фасаде, заменить несколько плиток на полу в парадных.

В разделе про уборку отдельной строкой прописана стоимость уборки в выходные дни. Разумеется, выше, чем в будни. Ну и излишества, конечно, имеются: стоимость замены ковриков на лестницах (между прочим, на весь дом больше 25 тысяч рублей в месяц), дополнительная очистка питьевой воды, система кондиционирования, обслуживание фонтана. И дело даже не в том, что недешево, а в том, что все понятно.

Образцово-показательный «Альбион» не должен никому ни копейки. Отсутствие долгов объясняется просто: все пять домов отапливаются встроенными крышными котельными. А за газ собственники платят по счетчикам.

И другие лидеры рейтинга жилищного комитета из того же ряда: управляют несколькими новыми зданиями с максимально автономным оборудованием, состоятельным населением и особыми тарифами. И, разумеется, все - без единого процента госучастия.

Вот интересно: могут ли жилкомсервисы с госучастием обеспечить такой же уровень обслуживания (конечно, без фонтана, фильтра и прочих предметов коммунальной роскоши) за тариф, установленный городом? Или горожанам нужно еще раскошелиться? СуперУК - это единичные примеры VIP-обслуживания или ориентир для всеобщего развития?

Признаться, закрадывается мысль, что, давая подобным управляющим компаниям первые места в рейтинге, жилищный комитет тем самым дает гражданам понять, что за свои три копейки (пардон, за неполные 25 рублей с метра, которые в совокупности взимаются за жилищные услуги) им негоже чего-то требовать от жилкомсервисов.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 035 (5897) от 28.02.2017.


Комментарии