Притяжение рубля

Минэкономразвития нащупало ростки инвестиционного ренессанса в России. По данным чиновников, в III квартале 2016 г. капиталовложения в отечественные предприятия выросли на 0,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но это еще «цветочки». «Ягодками» стал тот факт, что уже второй квартал подряд увеличивается прибыльность российского бизнеса. Кому же мы обязаны столь ощутимой поддержкой национальной экономики?

Притяжение рубля | Иллюстрация ronstik/shutterstock.com

Иллюстрация ronstik/shutterstock.com

Продукт глубоких инвестиций

Как следует из доклада Минэкономразвития, индекс производства инвестиционных товаров сократился в октябре на 13,1% в годовом выражении. По итогам десяти месяцев сокращение составило 10,5%. Инвестиционные товары - те, что произведены в стране и используются в процессе производства, а не конечного, частного, потребления. Инвестиционные и потребительские товары формируют совокупный общественный продукт.

Эстафету добрых экономических новостей у Минэкономразвития подхватил Росстат. Он зафиксировал дальнейший рост сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) отечественных компаний. В сентябре 2016 г. положительное сальдо выросло на 46,3%, а за первые девять месяцев текущего года - на 20,6% по сравнению с аналогичными периодами 2015-го. Убытки российских предприятий за девять месяцев текущего года снизились на 32,2% по сравнению с январем - сентябрем 2015-го.

Прибыльность бизнеса в России определяет его инвестиционную активность, ведь большую часть вложений в нефинансовые активы предприятия оплачивают из собственного кармана. Это свойственно и стране в целом, и Петербургу с Ленинградской областью в частности.

По данным Петростата, освоенные инвестиции в основной капитал и непроизводственные активы (земля и другие природные богатства) петербургских компаний (без субъектов малого бизнеса) в январе - сентябре 2016 г. составили 225,6 млрд руб. От общей суммы вложений 57% - собственные средства предприятий. В Ленинградской области картина схожая: 48,5% от 131,2 млрд рублей инвестиций в основной капитал предприятия взяли из своего кармана; читай - из прибыли.

В январе - сентябре текущего года сальдированный финансовый результат работы петербургских предприятий (за исключением малого бизнеса, финансовых структур и бюджетных учреждений) вырос на 37,7% по сравнению с аналогичным показателем за прошлый год. В абсолютном выражении это 623,5 млрд рублей. В 47-м регионе сальдо выросло за тот же период на 40,9% - до 120,5 миллиарда рублей.

Сальдированный финрезультат - это еще не чистая прибыль, из которой предприятия оплачивают модернизацию производства. Именно на цеха и оборудование уходит большая часть инвестиций в основной капитал (79,9% в Петербурге и 88,5% - в Ленобласти). Если вычесть налог и прочие платежи из прибыли (например, собственникам), этих денег в чистом виде на реинвестиции может и не хватить. Почему же тогда увеличился спрос на инвестиционные товары по всей стране?

Ценный конверт из-за границы

По данным Минэкономразвития РФ, поддержку инвестиционному спросу в 2016 году оказал не только скачок рублевой прибыли на фоне девальвации рубля, но и «количественное улучшение» прямых иностранных инвестиций в РФ. В I полугодии 2016 года они возросли в 4,3 раза по сравнению с аналогичным периодом 2015-го. Однако это в 3,5 раза меньше, чем за I полугодие 2014 года. Основная причина инвестиционной активности, по данным Центробанка, это существенный рост кредитования предприятий со стороны материнских компаний.

При этом если анализировать платежный баланс (разницу между вывозом и ввозом каптала), пока еще бизнес больше отправляет деньги из России, чем возвращает их домой. Но положительная тенденция налицо: если во II полугодии 2015 г. зарубежные вложения в долговые инструменты оценивались в минус 4,5 млрд долларов (минус - значит больше вывозят), то в первой половине текущего года они выросли до минус 617 млн долларов. То есть разница между финансовыми потоками «в» и «из» России уменьшилась.

Что касается инвестиций зарубежных корпораций в их российские подразделения, то мы стали свидетелями переломного момента: кредитование нефинансовых дочерних предприятий возросло за указанный период с минус 4 млрд долларов до плюс 20 млн долларов.

Можно высказать гипотезу, что «ценные конверты» присылают в Россию не западные предприниматели, решившие снять сливки с дешевого рубля, а отечественные. Те, кто ранее активно вывозил накопленное в офшорные зоны, а теперь, пользуясь выгодной рублевой конъюнктурой и «амнистией капитала», возвращают деньги на родину.

Эта гипотеза подтверждается и данными упомянутых нами федеральных ведомств. Так, главными спонсорами «инвестиционного ренессанса» стали известные всем нам маленькие, но дружелюбные по отношению к российскому бизнесу государства - Багамские острова, Бермуды и Кипр. Эдакий «Бермудский офшорный треугольник».

Любопытно, что в структуре инвестиций в основной капитал петербургских предприятий доля прямых заграничных вложений в январе - сентябре 2016 г. составила 0,2% (в Ленобласти - 0,1%). Возможно, столь низкий показатель по одним из ключевых экономических регионов России объясняется централизацией инвестиционных потоков в стране. Львиная доля «денег-возвращенцев» оседает на счетах структур, зарегистрированных в Москве. По крайней мере банковский сектор отчитывается преимущественно в столице, где зарегистрированы все крупнейшие финансовые структуры.

И все же пока рано говорить о переходе отечественной экономики к тотальной безубыточности. Что касается зарубежных авуаров российских предпринимателей, то большая их часть все еще хранится в тихих омутах «Бермудского офшорного треугольника». Оптимистические статданные дают повод надеяться на то, что Россия сохранит и увеличит положительный текущий инвестиционный баланс. Иначе говоря, в нашу страну будет приходить больше средств, чем отсюда вывозится.

Вряд ли стоит дальше уповать на магическую силу дешевого рубля. Пик этого процесса уже пройден, и сейчас промышленники ощущают на себе не только удешевление (в валютном исчислении) рабочей силы, но и серьезное удорожание жизненно необходимого импорта - машин, станков, технологических линий, комплектующих, самих технологий и лицензий. Все это приходится покупать за дорогие доллары и евро, потому что станкостроение в России находится в коматозном состоянии. Остается только наблюдать, как скрещение двух процессов - удешевления рубля и удорожания импорта - фактически отразится на внешнеэкономическом инвестиционном балансе.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 226 (5843) от 02.12.2016.


Комментарии