Главная городская газета

По «квадрату» на душу

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Экономика

Нелегкий выбор Поднебесной

Зачем народный банк Китая потратил на валютные интервенции около 1 трлн долларов Читать полностью

Банк банкротит бывшего хозяина

Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области решил ввести наблюдение в АО «ИТБ Холдинг» («Инвестиционный торговый бизнес холдинг»). Читать полностью

Жертвы «долевки»

Весеннее тепло пробудило не только ростки будущего подъема экономики России и мира, но и новые риски. С ними столкнулись все - от президентов до участников долевого строительства, от скупщиков золота до чиновников. Читать полностью

«Кому-то же еще хуже...»

Как вы думаете, сколько людей жертвует на благотворительность? По данным Фонда поддержки и развития филантропии КАФ, около 50% взрослого городского населения. Читать полностью

С места в карьер

Зачем заводы переезжают на окраину города Читать полностью
По «квадрату» на душу | ФОТО Александра ДЕМЬЯНЧУКА/ТАСС

ФОТО Александра ДЕМЬЯНЧУКА/ТАСС

В Петербурге работают 58 торговых центров современного формата, совокупная площадь под аренду в которых превышает 2,2 млн квадратных метров. Выходит, что на тысячу петербуржцев приходится 427 кв. м торгового пространства супер- и гипермаркетов. Однако уже к концу нынешнего года ситуация может измениться, и город на Неве впервые за много лет уступит эту пальму первенства столице. Если в Москве будут введены все заявленные на 2017-й торговые центры, то ее насыщенность подобными торговыми площадями увеличится до 430 кв. м на тысячу человек.

Северная столица всегда считалась самым богатым на торговые центры городом. Начиная с 2000-х, когда культура этого торгового формата только входила в моду, город на Неве на зависть Москве вырвался в магазинные лидеры. С тех пор петербуржцы, которые привыкли ночью даже в «спальных» районах города находить цивилизованные торговые точки, по приезде в столицу терялись. Они не знали, где можно найти хорошие магазины для покупки продуктового набора к ужину.

Палки в колеса питерскому торговому раздолью вставили девальвация рубля, торговые контрсанкции и снижение реальных доходов населения. В последние два года секции в торговых центрах и помещения для магазинов на улицах нашего города пустели. Естественно, что в таких условиях ввод в эксплуатацию новых торговых объектов был приостановлен. Более того, на 2017 год в Петербурге открытие торговых центров не было запланировано вообще.

Однако в наступившем году торговые потоки стали постепенно оживать. В первом квартале 2017-го, по оценке экспертов консалтинговой компании JLL, уровень вакантных площадей в качественных торговых центрах Петербурга достиг наименьшего значения за последние два года. При этом доля свободных торговых помещений на основных улицах северной столицы составила 6,3%, что также является наименьшим значением с конца 2014 года. Это значит, что продавцы начали возвращаться в свои магазины и возобновлять торговлю.

Продемонстрировал рост и рынок стрит-ретейла: за первые три месяца нынешнего года на основных торговых улицах Петербурга открылось на 14% больше объектов, чем закрылось. При этом количество открытий в прошедшем квартале на 18% превысило показатель IV квартала 2016-го и на 22% - значение первых трех месяцев прошлого года.

В списке оживающих торговых направлений - предприятия общепита и продуктовые магазины, а также сегмент «Красота и здоровье». В центре города появляются новые салоны красоты, магазины парфюмерии и косметики. Растет спрос на разнообразные услуги для граждан, в том числе финансовые. А вот магазины одежды и спорттоваров в первом квартале больше закрывались, чем открывались. Хотя, по мнению экспертов, уже во втором квартале ситуация может измениться к лучшему.

Интересную тенденцию демонстрирует непродовольственный сегмент, где на фоне падения продаж одежды и обуви начали расти продажи электроники - смартфонов, мониторов и компьютеров. Ожидается и восстановление спроса на товары длительного пользования. В частности, речь идет о холодильниках, стиральных машинах и телевизорах. Их стали больше покупать, но продажи крупной бытовой техники остаются на 25 - 35% ниже уровня 2014 года.

Некоторую «заморозку» спроса на верхнюю одежду, кожаную обувь, а также стиральные машины и холодильники некоторые эксперты объяснили тем, что до девальвации рубля многие петербуржцы успели обновить свой «аппаратный парк» и гардероб. Годы активного развития ретейла не прошли даром: мы научились выбирать добротные вещи.

Пока эксперты пересчитывали торговые центры и замеряли уровень платежеспособности населения, в городском парламенте в третьем чтении был принят законопроект о том, что количество магазинов на душу населения в Петербурге будет учитываться при составлении городского генплана.

Согласно федеральным нормативам, в северной столице должно быть не менее 625 кв. м стационарных торговых объектов на каждую тысячу жителей. Из этих площадей 180 кв. м надо использовать для продажи продуктов, а остальные - для непродовольственных товаров. Исходя из расчетной формулы, спущенной с федерального уровня, на каждые 10 тыс. петербуржцев будет полагаться всего по пять нестационарных киосков по продаже продуктов и сельхозтоваров. Для киосков по продаже газет и журналов норматив составил 1,3 торгового объекта на 10 тыс. человек.

По мнению депутатов, в Петербурге есть участки, где торговые центры распределены неравномерно: где-то их слишком много, а где-то, наоборот, в шаговой доступности нет даже продуктовых магазинов. Поэтому комитет по законодательству и комиссия по городскому хозяйству Заксобрания решили ввести минимальные нормативы торговых площадей, рассчитанные в зависимости от количества жителей.

В настоящее время в Петербурге работают около 17 тыс. торговых точек. Больше всего магазинов располагается в Центральном, Московском и Приморском районах. Меньше всего - в Кронштадтском и Петродворцовом. Всего в городе существует примерно 5 млн кв. метров площадей для торговли. Поскольку население нашего города составляет более 5,2 млн человек, то на каждого жителя приходится около одного «квадрата» торговой площади.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook