Главная городская газета

По «квадрату» на душу

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Экономика

Тупиковая ветвь эволюции

Почему железнодорожные вокзалы северной столицы рано загонять на окраины Читать полностью

Нелегкий выбор Поднебесной

Зачем народный банк Китая потратил на валютные интервенции около 1 трлн долларов Читать полностью

Банк банкротит бывшего хозяина

Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области решил ввести наблюдение в АО «ИТБ Холдинг» («Инвестиционный торговый бизнес холдинг»). Читать полностью

Жертвы «долевки»

Весеннее тепло пробудило не только ростки будущего подъема экономики России и мира, но и новые риски. С ними столкнулись все - от президентов до участников долевого строительства, от скупщиков золота до чиновников. Читать полностью

«Кому-то же еще хуже...»

Как вы думаете, сколько людей жертвует на благотворительность? По данным Фонда поддержки и развития филантропии КАФ, около 50% взрослого городского населения. Читать полностью
По «квадрату» на душу | ФОТО Александра ДЕМЬЯНЧУКА/ТАСС

ФОТО Александра ДЕМЬЯНЧУКА/ТАСС

В Петербурге работают 58 торговых центров современного формата, совокупная площадь под аренду в которых превышает 2,2 млн квадратных метров. Выходит, что на тысячу петербуржцев приходится 427 кв. м торгового пространства супер- и гипермаркетов. Однако уже к концу нынешнего года ситуация может измениться, и город на Неве впервые за много лет уступит эту пальму первенства столице. Если в Москве будут введены все заявленные на 2017-й торговые центры, то ее насыщенность подобными торговыми площадями увеличится до 430 кв. м на тысячу человек.

Северная столица всегда считалась самым богатым на торговые центры городом. Начиная с 2000-х, когда культура этого торгового формата только входила в моду, город на Неве на зависть Москве вырвался в магазинные лидеры. С тех пор петербуржцы, которые привыкли ночью даже в «спальных» районах города находить цивилизованные торговые точки, по приезде в столицу терялись. Они не знали, где можно найти хорошие магазины для покупки продуктового набора к ужину.

Палки в колеса питерскому торговому раздолью вставили девальвация рубля, торговые контрсанкции и снижение реальных доходов населения. В последние два года секции в торговых центрах и помещения для магазинов на улицах нашего города пустели. Естественно, что в таких условиях ввод в эксплуатацию новых торговых объектов был приостановлен. Более того, на 2017 год в Петербурге открытие торговых центров не было запланировано вообще.

Однако в наступившем году торговые потоки стали постепенно оживать. В первом квартале 2017-го, по оценке экспертов консалтинговой компании JLL, уровень вакантных площадей в качественных торговых центрах Петербурга достиг наименьшего значения за последние два года. При этом доля свободных торговых помещений на основных улицах северной столицы составила 6,3%, что также является наименьшим значением с конца 2014 года. Это значит, что продавцы начали возвращаться в свои магазины и возобновлять торговлю.

Продемонстрировал рост и рынок стрит-ретейла: за первые три месяца нынешнего года на основных торговых улицах Петербурга открылось на 14% больше объектов, чем закрылось. При этом количество открытий в прошедшем квартале на 18% превысило показатель IV квартала 2016-го и на 22% - значение первых трех месяцев прошлого года.

В списке оживающих торговых направлений - предприятия общепита и продуктовые магазины, а также сегмент «Красота и здоровье». В центре города появляются новые салоны красоты, магазины парфюмерии и косметики. Растет спрос на разнообразные услуги для граждан, в том числе финансовые. А вот магазины одежды и спорттоваров в первом квартале больше закрывались, чем открывались. Хотя, по мнению экспертов, уже во втором квартале ситуация может измениться к лучшему.

Интересную тенденцию демонстрирует непродовольственный сегмент, где на фоне падения продаж одежды и обуви начали расти продажи электроники - смартфонов, мониторов и компьютеров. Ожидается и восстановление спроса на товары длительного пользования. В частности, речь идет о холодильниках, стиральных машинах и телевизорах. Их стали больше покупать, но продажи крупной бытовой техники остаются на 25 - 35% ниже уровня 2014 года.

Некоторую «заморозку» спроса на верхнюю одежду, кожаную обувь, а также стиральные машины и холодильники некоторые эксперты объяснили тем, что до девальвации рубля многие петербуржцы успели обновить свой «аппаратный парк» и гардероб. Годы активного развития ретейла не прошли даром: мы научились выбирать добротные вещи.

Пока эксперты пересчитывали торговые центры и замеряли уровень платежеспособности населения, в городском парламенте в третьем чтении был принят законопроект о том, что количество магазинов на душу населения в Петербурге будет учитываться при составлении городского генплана.

Согласно федеральным нормативам, в северной столице должно быть не менее 625 кв. м стационарных торговых объектов на каждую тысячу жителей. Из этих площадей 180 кв. м надо использовать для продажи продуктов, а остальные - для непродовольственных товаров. Исходя из расчетной формулы, спущенной с федерального уровня, на каждые 10 тыс. петербуржцев будет полагаться всего по пять нестационарных киосков по продаже продуктов и сельхозтоваров. Для киосков по продаже газет и журналов норматив составил 1,3 торгового объекта на 10 тыс. человек.

По мнению депутатов, в Петербурге есть участки, где торговые центры распределены неравномерно: где-то их слишком много, а где-то, наоборот, в шаговой доступности нет даже продуктовых магазинов. Поэтому комитет по законодательству и комиссия по городскому хозяйству Заксобрания решили ввести минимальные нормативы торговых площадей, рассчитанные в зависимости от количества жителей.

В настоящее время в Петербурге работают около 17 тыс. торговых точек. Больше всего магазинов располагается в Центральном, Московском и Приморском районах. Меньше всего - в Кронштадтском и Петродворцовом. Всего в городе существует примерно 5 млн кв. метров площадей для торговли. Поскольку население нашего города составляет более 5,2 млн человек, то на каждого жителя приходится около одного «квадрата» торговой площади.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook