Общий путь на Север

Финляндия – одна из восьми арктических стран, в которые также входят Россия, США, Дания, Канада, Швеция, Исландия и Норвегия. Так получилось, что Суоми исторически связана с нами не только политическими и экономическими, но и арктическими узами. Много лет финны строили суда для освоения русских «северов» и даже корпуса для атомных ледоколов «Таймыр» и «Вайгач». Силовые установки на них смонтировали уже ленинградские корабелы. Но не только российско-финское торговое сотрудничество дало старт изучению Арктики учеными соседней страны.

Общий путь на Север | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Президент и ледокол

Финляндия – единственная в мире страна, в которой зимой могут замерзнуть все порты. Вот почему финские инженеры вынуждены постоянно искать новые решения для укрощения льдов. Что радует – невзирая на политическую атмосферу, Финляндия готова делиться с Россией своими арктическими технологиями. Какими именно, узнал автор этих строк вместе со своими коллегами из Южной Кореи, Японии, Швеции, Дании, США и Канады, приехавшими на Международный арктический форум.

В этом году весна пришла в Хельсинки рано: уже в первой половине марта вода Финского залива освободилась ото льда, а воздух приятно прогрелся. На фоне такого пейзажа неожиданно смотрятся три огромных судна, больше похожие на дома, в самом центре Хельсинки. Это гордость ледокольного флота Финляндии. Они стоят друг за другом, мирно пришвартованные у набережной.

Посередине – знаменитый ледокол «Урхо». Свое имя он получил в честь восьмого президента Финляндии Урхо Калева Кекконена, который находился у власти четверть века. «Урхо» был первым судном этого класса ледоколов, построенных на верфи «Вяртсиля» в Хельсинки. Сравнение с домом, запримеченное еще издали, вблизи становится очевидным: длина ледокола 104,6 м, а ширина – 23,8 м. Подняться в его капитанскую рубку – все равно что взобраться по лестнице на крышу пятиэтажки. Тот, кто ленится, конечно, может воспользоваться лифтом. Однако никто из нашей группы не позволяет себе поддаться слабости.

Несмотря на почтенный возраст – судно находится в работе 40 лет, – «Урхо» считается образцовым ледоколом Балтийского моря с новаторскими для своего времени характеристиками. Он оборудован двумя носовыми и двумя кормовыми гребными винтами. Для комфортной работы 21 человека экипажа на ледоколе открыты спортзал, кухня, библиотека и даже две сауны. У «Урхо» есть четыре «брата»: финский Sisu и Atle, Ymer и Frej (последние три ходят под шведским флагом).


Морской трудяга

«Этот ледокол много где побывал в Арктике», – сдержанно поясняет капитан Матти Бьоркман. Он немногословен и являет собой истинное воплощение того, как должен выглядеть капитал финского ледокола. Ему на помощь пришел Теро Ваурасте, генеральный директор государственной компании Arctia Shipping, которая владеет этим судном. Он рассказал о том, что ледокол эксплуатировался в финских гаванях даже в сильнейшие морозы и участвовал в спасательных операциях.

Разумеется, это удовольствие не из дешевых. «День работы такого судна, конечно, обходится дорого и сильно зависит от его возраста. Сумма варьируется от 15 до 60 тыс. евро в зависимости от интенсивности эксплуатации, стоимости топлива и других факторов», – пояснил он. Мощность 16,2 МВт обеспечивается дизель-электрической установкой. Для сравнения: финские ледоколы последнего поколения – «Фенника», «Ботника» и «Нордика» – достигли отметки 25 МВт. Флагманы российского атомного ледокольного флота – единственного в мире – могут похвастать мощностью 50 МВт.

– Насколько необходим сильный, но дорогой в эксплуатации атомный ледокольный флот? – интересуюсь у Теро Ваурасте, спускаясь по лестнице в машинное отделение.

– На Северном морском пути с его экстремальными погодными условиями без него никак. Но с работой в других секторах Арктики и Балтийского моря, где обстановка более благоприятная, мы справимся и дизель-электрическими ледоколами. Я оцениваю российский ледокольный флот довольно высоко, отчасти потому, что многие ваши ледоколы были спроектированы и построены в Финляндии...

Для сведения: Суоми построила более 60% всех ледоколов в мире.


Под стеклянным дном

У российской и финской Арктики много общего и в прошлом, и в настоящем. Многие проекты стороны реализуют совместно. «Наше сообщество исследователей арктических проблем очень узкое», – признает Арто Уускаллио, директор по продажам и маркетингу Aker Arctic. У этой конструкторской компании более чем 45-летний опыт проведения ледовых модельных испытаний в Финляндии. В чем-то Aker Arctic – соратник и конкурент петербургского «Крыловского государственного научного центра».

«Иногда мы что-то делаем вместе, иногда соревнуемся, – пояснил Арто во время экскурсии по исследовательскому центру. – Сейчас мы совместно по заказу Минтранса России разрабатываем проект ледокола, предназначенного для работы на мелководье. Помимо этого в числе российских заказчиков финской компании – «Адмиралтейские верфи», «Новатэк», «Газпром», «Норникель» и «Роснефть».

Мы спускаемся в святая святых этого места – ледовый бассейн, второй по величине в Суоми. После уютного офиса здесь ощутимо холодно. Петербургские коллеги финских конструкторов работают в таких же условиях, изучая, как ведет себя модель судна во льдах. Об этих двух опытовых бассейнах – хельсинкском и петербургском – мы уже писали на страницах нашей газеты. Но у финского бассейна есть важная особенность – большое стеклянное дно. Сквозь него инженерам удобно наблюдать за ходом испытаний. Кстати, уже знакомый нам «Урхо» был первым судном, разработанным после ледовых испытаний модели в бассейне.

В 2014 году Россия практически породнилась с Финляндией по части арктического судостроения: в конце 2014 года финская судоверфь Archtech Helsinki Shipyard Oy полностью перешла в собственность «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК). Теперь эта верфь, когда-то принадлежавшая знаменитой «Вяртсиле», стала российской и включена в производственную кооперацию с выборгским и калининградским судостроительными заводами.


На другом конце Земли

Теперь перед финскими специалистами из Archtech Россия поставила еще одну масштабную задачу: помочь в развитии центра судостроения на Дальнем Востоке. Речь идет о создании грандиозной верфи «Звезда». На ней будут строиться суда водоизмещением до 350 тыс. тонн, специальные плавсредства весом до 29 тыс. тонн, элементы морских платформ и другие виды морской техники. Запустить инновационное производство самостоятельно нам было бы сложно.

Нуждается в обновлении и дизельный ледокольный флот России. Финны с интересом следят за этой ситуацией. По данным компании VIT (представляет собой промежуточное звено между университетом Аалто и финской промышленностью), в период с 2015-го по 2017 год закончится срок службы 10 – 15 российских ледоколов (это зависит от того, будет ли продлена их эксплуатация).

В ближайшие 20 лет нашей стране понадобится около 300 новых судов ледового класса. Особенно остро придется формировать ледовый флот для проекта строительства завода СПГ на полуострове Ямал: уже к следующему году проекту потребуется от 12 до 16 судов. Сегодня месторождение не обеспечено судами для круглогодичной перевозки сжиженного газа.

В январе этого года во время международной конференции «Арктические рубежи» в городе Тромсе премьер-министр Норвегии Эрна

Солберг, премьер Швеции Стефан Левен и премьер Финляндии Александр Стубб заявили о готовности своих стран продолжить сотрудничество с Россией в Арктике. Такого же мнения официально придерживается и МИД Финляндии.


Два сценария

Финские технологии, и не только в области судостроения, понадобятся для освоения Русского Севера. Совокупный инвестиционный потенциал европейской части Крайнего Севера, к которому относится север России, Финляндии, Швеции и Норвегии, неуклонно растет. По оценкам торговой палаты Лапландии, он составляет 197 млрд евро – это на 50 миллиардов больше, чем годом ранее. В такую сумму оцениваются все проекты по добыче полезных ископаемых и развитию альтернативной энергетики.

На север Норвегии приходится до 40% (или 75 млрд евро) инвестиционного потенциала европейской части Крайнего Севера. Активнее всего норвежцы развивают нефтяную и газовую индустрию и ветроэнергетику.

Финский регион Оулу занимает второе место среди арктических инвестиционных проектов, общая стоимость которых оценивается в 27 млрд евро. Этот регион поднимается благодаря строящейся АЭС Пюхойоки компании Fennovoima Oy стоимостью до 8 млрд евро. Здесь также много проектов в области ветроэнергетики.

Третий по величине инвестиционный потенциал – у Мурманской области (23 млрд евро). Главным образом внимание привлекает строительство второй очереди Кольской АЭС близ города Полярные Зори.

«Продолжающийся финансовый кризис в Европе и политическое давление, вызванное событиями на Украине, не повлияли на инвестиционный потенциал региона. Однако очевидно, что кризис отложил начало многих проектов», – заявил генеральный директор палаты Тимо Раутайоки, выступая на минувшем Арктическом бизнес-форуме в Рованиеми.

Его участники спрогнозировали два сценария развития событий. При нормальном в 2016 – 2020 гг. рост инвестиций в арктические проекты будет медленным, а нынешняя нестабильная ситуация продолжится, особенно в офшорном бизнесе. В таком случае в арктические проекты будет вложено 57 млрд евро.

При позитивном сценарии глобальный экономический рост усилится, что повлечет за собой и рост инвестиций в эту отрасль – до 81 млрд евро.

Хельсинки – Рованиеми


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 054 (5427) от 30.03.2015.


Комментарии