На сенатской площади собираются банкиры

Сегодня в нашем городе открывается XXV Международный финансовый конгресс. Это второе по значимости экономическое мероприятие в Петербурге после ПМЭФ, организатор конгресса – Центральный банк России. О том, какие проблемы встают перед финансовой системой страны и как с ними справляются отечественные банкиры, обозревателю нашей газеты рассказал президент Ассоциации региональных банков России председатель Комитета Госдумы по экономической политике Анатолий АКСАКОВ.

На сенатской площади собираются банкиры | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

– Анатолий Геннадьевич, в последнее время многие банки лишились лицензий. Достаточно ли защищены сбережения граждан?

– Вполне, ведь система страхования вкладов, для которой было создано специальное агентство, доказала свою работоспособность. В том числе в сложных условиях, когда оздоровление банковского сектора сопровождается отзывом лицензий у десятков кредитных организаций. При этом система совершенствуется – растет сумма страхового возмещения, в систему вовлекаются индивидуальные предприниматели, вводятся дифференцированные размеры отчислений для банков, которые завышают ставки по депозитам.

Проблемы остались там, где человек принимает на себя дополнительные риски. Например, при покупке акций. Но это инвестиции, а не сбережения, поэтому гарантировать сохранность вложенных средств на фондовом рынке никто не может.

Конечно, отдельный вопрос – добросовестная работа брокеров. Одно дело, когда инвестор купил акции, которые затем подешевели, другое – когда вы купили ценные бумаги, а они «исчезли» по вине брокера, у которого хранились. Банк России после получения статуса мегарегулятора занимается наведением порядка в разных сегментах финансового рынка, уверен, что ему удастся улучшить ситуацию.

– Каковы перспективы ипотеки в России?

– Хорошие, потому что жилищное строительство является одним из серьезных резервов повышения нормы инвестиций в экономику. Однако банки в прошлом году не удовлетворили 13 млн заявок граждан на получение ипотечного кредита, и 13 миллионов человек, готовых взять на себя бремя ответственности и риск потери жилья, не сделали этого.

– И каков же выход из такой ситуации?

– Помочь в финансировании покупки жилья могли бы жилищно-накопительные кооперативы. Потенциальный спрос на этот институт в России есть. Люди могли бы вкладывать свои средства в жилищно-накопительные кооперативы и, с учетом субсидирования из бюджета, покупали бы квартиры через этот финансовый институт. Потенциал такого инвестирования, по самым скромным подсчетам, не ниже 10 трлн рублей.

– Нужны ли нашей стране микрофинансовые организации, предоставляющие кредиты под баснословные проценты?

– К сожалению, бурный рост объемов микрофинансирования связан в том числе с сокращением числа кредитных организаций на местах. Региональные банки уходят с рынка, а крупные оптимизируют затраты, закрывая часть своих офисов в небольших населенных пунктах. Освобождающиеся ниши тут же занимают микрофинансовые организации, которые легко создаются и развертывают свою деятельность, поскольку несут значительно меньшие издержки на ведение бизнеса.

Мегарегулятор целенаправленно реализует болезненную, но необходимую процедуру оздоровления финансового рынка. Благодаря этой работе финансовые рынки будут здоровыми, к ним станет больше доверия. И сам мегарегулятор будет доверять поднадзорным институтам. Этот процесс идет в том числе в сегменте микрофинансирования. Кроме того, законодательство, регулирующее финансовый рынок, совершенствуется, что помогает решать проблемы, связанные с быстрым развитием новых инструментов и институтов.

– Удалась ли, по-вашему, программа докапитализации российских банков?

– Докапитализация стабилизировала работу банковской системы, помогла переломить тенденцию оттока вкладов и стала одним из факторов роста кредитования экономики. Хотя этот процесс, конечно, идет не прорывными темпами. Ассоциация «Россия» выступала за привлечение в программу докапитализации региональных банков через облигации федерального займа. Нам удалось добиться подвижек в этом плане – в программу попало несколько региональных игроков, которые смогли пройти очень серьезный фильтр и по размеру капитала, и по качеству активов.

Тем не менее банковской системе все еще не хватает длинных и относительно дешевых ресурсов. При этом сохраняется сильный дисбаланс с точки зрения конкуренции – крупнейшие банки с госучастием имеют значительно более широкий доступ к рефинансированию, к средствам госкомпаний, ГУПов, МУПов. Малые и средние банки, которые вносят большой вклад в развитие экономики регионов, часто отсекаются по формальным признакам, например, размеру капитала, который, как мы знаем по опыту, сам по себе не гарантирует высокой надежности банка.

– Что вы предпринимаете для уравнивания шансов региональных и федеральных игроков?

– Мы ведем диалог с правительством, с мегарегулятором по вопросам обеспечения равных условий конкуренции. Сейчас мы в рамках соглашения о сотрудничестве с Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства (корпорацией МСП) обсуждаем возможности расширения круга участников «Программы 6,5». Она предусматривает рефинансирование кредитов малому и среднему бизнесу по ставке 6,5%.

У нас есть масса надежных банков в регионах с качественным портфелем кредитов малым и средним предприятиям – они хорошо знают бизнес своих заемщиков и готовы наращивать кредитные портфели, нужно помочь им с доступом к «длинным рублям». На Международном финансовом конгрессе в Петербурге я подниму вопрос о расширении доступа региональных банков к долгосрочным ресурсам.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 115 (5732) от 29.06.2016.


Комментарии