На экспортных парах

Многие петербургские турбины на 90% сделаны из отечественных материалов Ключевым направлением российского энергомашиностроения стало производство паровых и гидравлических турбин, сконцентрированное в Петербурге на предприятиях профильного холдинга «Силовые машины». В его состав входят старейшие петербургские заводы ЛМЗ и «Электросила». По этим направлениям равных российской продукции нет во всем мире. А вот рынок газовых турбин был отдан на откуп иностранным конкурентам. Почему так произошло и как это определило стратегию развития отечественного энергомашиностроения на многие годы вперед, корреспонденту «СПб ведомостей» объяснил и. о. директора Ленинградского Металлического завода Михаил ЭЛЬШЛЕГЕР.

На экспортных парах | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

- Михаил Игоревич, назовите наиболее значимые объекты, где в последнее время было установлено ваше оборудование?

- Конечно, это Ленинградская атомная электростанция, для которой наше предприятие делало полный комплект оборудования, включая турбины и генераторы, для оснащения машинного зала. На данный момент для этого объекта мы закончили изготовление двух турбин и конденсаторов. Сейчас оборудование находится на стадии монтажа.

Полным ходом идет работа по выпуску аналогичных турбин и для Белорусской АЭС. Важно отметить, что сейчас турбины для Ленинградской и Белорусской АЭС по количеству мегаватт, которые они способны вырабатывать, являются самыми мощными паровыми турбинами в мире. Кроме того, мы выполнили проект «под ключ» для Благовещенской ТЭЦ - начиная с заливки фундамента и заканчивая пуском в эксплуатацию установленного оборудования.

В конце декабря 2015 года «Силовые машины» подписали с госкорпорацией «Росатом» пакет договоров на поставку комплектного оборудования турбоустановок для шести новых энергоблоков трех атомных электростанций: АЭС «Бушер» (Иран), АЭС «Куданкулам» (Индия) и Курской АЭС-2 (Россия).

- Какова общая производительность и география поставок ваших турбин?

- Говорить о производительности нашего предприятия в традиционном понимании достаточно сложно, поскольку главная особенность завода в том, что каждая турбина ЛМЗ уникальна. От заготовки до испытания на стенде она разрабатывается и изготавливается под конкретного заказчика. Такого понятия, как серийное или конвейерное производство, на нашем предприятии практически нет.

За 2015 год на заводе было изготовлено десять гидротурбин и четыре паровые турбины. Мы поставляем турбины и в Россию, и в страны СНГ, и в страны Северной и Восточной Европы. География поставок распространяется даже на страны Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, Латинской Америки. На внешний рынок в основном уходят новые турбины. Для внутреннего рынка характерна потребность в модернизации оборудования.

- В свое время ЛМЗ был пионером по созданию 100-мегаваттной газовой турбины, почему же были сданы позиции в этом направлении?

- ЛМЗ специализируется на производстве энергетического оборудования с начала ХХ века. Паровые турбины предприятие начало выпускать в 1907 году, гидравлические - в 1924-м, газовые - в 1956-м. Но сегодня завод действительно в первую очередь производит паровые, теплофикационные и конденсационные турбины разных мощностей для тепловых и атомных электростанций, а также гидротурбины.

Что касается газовых турбин, то в советское время на государственном уровне было принято решение не акцентировать внимание на развитие этого направления. Тем более что современные технологии позволяют достигать на паровых турбинах достаточно высокого КПД. С учетом относительно невысокой стоимости угля паровые турбины по праву являются разумной и востребованной альтернативой газовым.

- Это значит, что у вас есть актуальные инновационные разработки?

- Безусловно, наш инжиниринговый блок не стоит на месте. Мы открываем новые возможные способы повышения КПД, чтобы сделать турбины еще более надежными и экономичными. Например, не так давно запустили в производство турбины с новым типом уплотнений для уменьшения зазоров между статором и ротором. Чем меньше зазоры, тем меньше потери пара и, соответственно, выше КПД оборудования. Одна из последних инноваций для решения этой задачи, которую предложили наши инженеры, - металлокерамические вставки. Эта принципиально новая технологичная конструкция успешно работает.

- А сама производственная площадка модернизируется?

- Безусловно, станочный парк предприятия постоянно обновляется. Закупается современное оборудование итальянского, чешского и германского производства. При этом модернизация зачастую проводится под определенный заказ. В качестве примера можно привести контракт на поставку тихоходной турбины для Курской АЭС. В связи с началом работ над этим проектом было принято решение о создании в Колпинском районе Петербурга принципиально новой современной производственной площадки.

В результате на пустыре был построен новый производственный комплекс, ориентированный в том числе на изготовление тихоходных турбин для АЭС мощностью от 1200 МВт, отличающихся более крупными массогабаритными характеристиками по сравнению с быстроходными аналогами. Завод оснащен современным оборудованием мирового класса, предназначенным для производства сварных роторов, металлорежущими станками различных назначений, печью для термообработки. Помимо уникального станочного парка производственный комплекс располагает и новым разгонно-балансировочным стендом для проведения динамических испытаний роторов турбоагрегата.

- В чем разница между тихоходными и быстроходными турбинами для АЭС?

- Основная разница - в количестве оборотов вала ротора. Быстроходная технология - это 3000, а тихоходная - 1500 оборотов в минуту. Поскольку лопатки тихоходной турбины несколько длиннее, под два метра, корпус такой турбины объемнее и тяжелее. Но все технические характеристики практически одинаковые: КПД, ремонтопригодность, период службы. Кстати, на наши паровые турбины мы закладываем срок эксплуатации 50 лет. На гидравлические - до 40 лет.

Мы исторически специализировались на быстроходных турбоагрегатах. Такая турбина имеет меньший вес и за счет этого - меньшую себестоимость. Но сегодня быстроходные турбоагрегаты уже подобрались к пределу своей мощности - 1200 - 1300 мегаватт, а тихоходный турбоагрегат можно сделать на 1600 мегаватт или даже больше.

- Много ли на заводе оборудования времен СССР?

- В паротурбинном комплексе ЛМЗ установлен один из самых раритетных токарно-карусельных станков не только в Северо-Западном регионе, но и во всей России. Это наша 19-метровая «карусель», произведенная в Германии и запущенная в эксплуатацию в 1939 году. Оборудование уникально своими весогабаритными характеристиками и диметром планшайбы. Это дает возможность обрабатывать крупные детали, необходимые в первую очередь для гидротурбин.

Данный станок имеет интересную историю. Чтобы его сохранить во время войны, станок решили затопить в Неве. После войны «карусель» достали и вновь запустили. В 2007 году станок прошел капитальный ремонт, после которого на нем выпускалось оборудование для Саяно-Шушенской ГЭС.

- Как в ваших турбинах распределяются доли отечественных и импортных комплектующих?

- Если говорить про паровые турбины, то они на 90% состоят из отечественных материалов. Металлопрокат нам поставляет «Северсталь», заготовки роторов - «Ижора». Единственные импортные компоненты, с которыми мы работаем, это цилиндры, получаемые нами из Австрии и Чехии. Выбор обусловлен экономическими факторами. Дело в том, что импортная отливка в отличие от отечественной поступает к нам уже в доведенном состоянии, что существенно снижает издержки на ее обработку и, соответственно, себестоимость конечной продукции.

- Что самое сложное в производстве турбины?

- Производственный алгоритм создания турбины включает конструкторские работы, сварку, мехобработку, сборку, испытания, отгрузку. Самым сложным этапом является изготовление ротора (вращающиеся детали), особенно в части высокоточной обработки и уникальных операций, связанных с «облопачиванием». Так мы называем установку в турбину лопаток. После этого в обязательном порядке проводится балансировка ротора в специальной камере на 3 тыс. оборотов. Здесь оборудование выводится на частоту вращения, с которой оно будет работать на станции. И только после устранения всех возможных дисбалансов деталь передается на сборочно-испытательный стенд.

- В чем уникальность лопаток, которые вы устанавливаете в роторах?

- Титановые рабочие лопатки - собственная конструкторская разработка нашего предприятия. Они уникальны благодаря своим габаритным размерам - 1200 мм. Ранее необходимую прочность лопаток при таком размере никто не обеспечивал. Не менее уникально и их антикоррозийное покрытие, за счет которого они выглядят в буквальном смысле «золотыми».

- Какое самое мощное и тяжелое оборудование было произведено на заводе?

- Это турбины для ЛАЭС, Нововоронежской АЭС и, конечно, для Белорусской АЭС. Над ней мы сейчас работаем. Вес такой турбины составляет 1500 тонн, а длина - 60 метров. Сегодня коллектив ЛМЗ работает над созданием гидроагрегата для Красноярской ГЭС, вес которого составляет 250 тонн. Это самое тяжелое рабочее колесо за всю историю завода.

- Сколько в среднем может стоить турбина?

- Это несколько сотен миллионов. А если говорить о крупных проектах - то счет идет на миллиарды. Для повышения конкурентоспособности на рынке и снижения себестоимости нашей продукции на предприятии развернута большая работа по снижению издержек, в которой участвуют рабочие, инженеры, руководители, то есть весь коллектив.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Комментарии