Маленькие беды большой казны

Новый год Петербург встретил на оптимистической ноте. Утвержденный в декабре 2016-го бюджет обещает нам неплохие перспективы. Доходная часть городской казны в 2017-м должна вырасти до 484 млрд рублей (в прошлом году было утверждено 448 миллиардов), а расходная - до 554 миллиардов рублей (год назад планировалось потратить 507 млрд руб.). И поступления, и расходы северной столицы в 2017 г. утверждены рекордные. Впрочем, как и планируемый дефицит почти 70 миллиардов рублей.

Маленькие беды большой казны | Иллюстрация ronstik/shutterstock.com

Иллюстрация ronstik/shutterstock.com

Место на карте

Петербург уже не первый год верстает бюджет с опережением, и этот подход оправдывался почти ежегодно. Большинство других регионов позволить себе такой роскоши не могли: долги субъектов Федерации и муниципалитетов перед банками в целом по стране растут, а экономика в лучшем случае топчется на месте.

Как мы уже замечали не раз, наш город вкупе с Ленинградской областью занимают на экономической карте России уникальное место - ровно посередине между столичной агломерацией и остальными регионами, из которых выделяются разве что промышленно развитые Свердловская область, Татарстан, а также Красноярский и Краснодарский края. Плюс - нефтегазовые автономные округа с относительно небольшим населением.

Однако в ближайшие годы благополучие «арктических эмиратов» - маленьких сырьевых регионов, ранее входивших в состав более крупных соседей, - может пошатнуться. Федеральный центр, судя по всему, намерен оптимизировать финансовые потоки в регионах типа «матрешек», не сливая их в единый субъект Федерации. Первый опыт формирования консолидированного бюджета двух регионов сейчас стартует в Архангельской области и Ненецком автономном округе (НАО). Дело идет со скрипом: ни Поморье, ни НАО не хотят отказываться от права распоряжаться своими деньгами.

Посмотрим, как бюджетная оптимизация реализуется на практике, пока же вернемся к Петербургу. Наш город в силу исторических, географических и экономических причин умело использует преимущество второй столицы и одновременно крупнейшего научно-промышленного центра России. На постсоветском пространстве Петербург стал и мощным логистическим узлом, через который «туда» по трубопроводам и в танкерах идет сырье, а «сюда» - машины и оборудование. Причем город использует лишь небольшую часть импорта, остальным мы снабжаем всю страну. Именно этим объясняется тот факт, что северная столица в отличие от государства в целом имеет отрицательное сальдо торгового баланса.

Столь длинная преамбула необходима для того, чтобы реально понимать, откуда у города такие большие деньги. Равно как и то, что большой бюджет - это огромное благо, рождающее колоссальную ответственность за эффективное использование средств налогоплательщиков.

Не белая ворона

Еще ни в одном мегаполисе мира не придумано идеального бюджета. Такого, чтобы всем на все хватало. Петербург в этом ряду не выглядит белой вороной: по каким бы статьям ни распределялись ассигнования, всегда найдутся недовольные и обделенные.

Легче всего это проиллюстрировать на примере Адресной инвестиционной программы (АИП), в которой собраны все расходы на строительство и капремонт объектов инфраструктуры, закупку подвижного состава и оплату проектно-изыскательских работ по объектам, которые мы увидим воочию через много лет.

В Петербурге АИП традиционно составляет около пятой части всех городских расходов. В 2017 г. такая программа определена в размере 90,3 млрд рублей. Большая часть этих денег пойдет на прокладку дорог и возведение путепроводов, а также на развитие метрополитена, отстающее от роста мегаполиса на десятки лет. Поэтому никого не удивляет, что тема петербургской подземки вызывает больше всего споров.

В текущем году расходы на развитие метрополитена должны составить 19,7 млрд рублей, включая оплату проектно-изыскательских работ. Но эта сумма делится по объектам крайне неравномерно: продление Невско-Василеостровской линии с возведением станций «Беговая» и «Новокрестовская» съест 9 млрд рублей, а завершение Фрунзенского радиуса вкупе со строительством электродепо «Южное» - еще 8,7 миллиарда. Оставшиеся «копейки» отойдут двум «неудачникам»: 950 млн рублей - первой очереди Красносельско-Калининской линии (от станции «Юго-Западная» до «Путиловской») и 975 миллионов потратят на продление Лахтинско-Правобережной ветки метро до станции «Большой проспект».

Не исключено, что Красносельско-Калининскую линию задвинут на потом: срок сдачи первого ее кусочка запланирован на 2022 год, а запуск оранжевой ветки на Васильевский остров - уже на 2019-й. Получается, что основной фронт работ развернется именно в этом направлении.

Кого ждем?

Тем временем первая линия метро, которую на юго-западе Петербурга призвана частично разгрузить шестая, Красносельско-Калининская, работает на пределе. Хорошо еще, что Кировско-Выборгскую не стали тянуть до аэропорта «Пулково» - тогда составы были бы забиты пассажирами электричек уже на пересадочной станции «Ульянка».

Метровокзал «Проспект Ветеранов» по сей день считается одним из самых загруженных в России. Он обслуживает не только юго-запад северной столицы, но и прилегающие к нему районы Ленинградской области: Гатчинский, Волосовский и Ломоносовский. Оттуда каждое утро на работу в мегаполис отправляются тысячи человек.

На севере красная линия упирается в деревни-города Девяткино, Мурино и Бугры. Чуть южнее, в зоне ответственности станций «Академическая», «Площадь Мужества» и «Лесная», как грибы после дождя растут 20-этажные жилые микрорайоны. Пока никто еще не подсчитал, насколько увеличится пассажиропоток Кировско-Выборгской линии после ввода всех этих новостроек.

Принято считать, что первая линия петербургского метро конкурирует со второй, Московско-Петроградской. Их длина и загрузка почти одинаковы, вот только лидерство второй ветки метро скоро останется в истории: после ввода станции «Шушары» фрунзенский радиус возьмет на себя колпинский пассажиропоток. А вот претенденты на разгрузку первой линии скрыты за горизонтом времен.

Здесь обычно принято вспоминать о «меньших братьях» метрополитена - трамваях, маршрутами которых, судя по стратегии развития транспортной инфраструктуры до 2049 года, должен быть опоясан весь наш город. Увы, в АИП на 2017 год трамвай появляется единожды: на реализацию концессионного соглашения по развитию трамвайной сети Красногвардейского района в петербургском бюджете предусмотрены 930 млн рублей.

По-видимому, все остальные проекты легкорельсового транспорта в северной столице чиновники всерьез намерены отдать каким-либо концессионерам. Кому именно, пока неясно: желающих взяться за это неблагодарное дело пока не нашлось.




Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 005 (5867) от 13.01.2017.


Комментарии