Курорт выпил всю воду

В начале 1990-х, когда плановая экономика уступила натиску «невидимой руки рынка», мало кто мог предполагать, насколько это изменит не только товарно-денежные отношения, но и градостроительство. С уходом советской системы потерял былую силу институт прописки, и сотни тысяч россиян смекнули, что по своей воле могут выбирать место жительства. Естественно, предпочтения сводились к двум городам: Москве и Петербургу. В итоге за четверть века столичные мегаполисы обзавелись собственными агломерациями. Процессом никто не управлял, поэтому обе агломерации росли хаотически. И теперь эти центры притяжения народа испытывают дефицит всего: социальной и транспортной инфраструктуры, земельных, энергетических и экологических ресурсов.

Курорт выпил всю воду | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Детища хаоса

По данным экспертов, на петербургскую и московскую агломерации приходится более половины (в денежном выражении) от всего российского рынка жилья. Если темпы внутренней миграции останутся прежними, то уже лет через 10 - 15 в столичных агломерациях будет жить треть россиян. Масштабы впечатляют и сегодня: в Петербурге и окрестностях проживают около 7 млн человек, в Москве и ближайшем Подмосковье (70 км от столицы) - около 18 млн человек. О проблеме развития агломераций мы писали не раз. Сегодня проиллюстрируем ситуацию на небольшом примере, который добавит красок в знакомую картину.

Когда мы рассуждаем о диспропорции в развитии поселений Ленинградской области, вплотную примыкающих к Петербургу, то имеем в виду Бугры, Мурино, Кудрово, Девяткино и Сертолово. Вне поля зрения остаются города и поселки, расположенные, казалось бы, далеко от мегаполиса.

Взять, к примеру, Рощино. Этот поселок городского типа (по европейским меркам - вполне себе город) расположен в 59 км от Финляндского вокзала. Карельский перешеек, курортная зона и все прочее... Однако мало кто знает, что он вплотную граничит с северной столицей. Если ехать на электричке, то платформа «Ушково» - это еще Петербург, а «Рощино» - уже Выборгский район Ленобласти.

В отличие от Бугров и Ново-Девяткина в бывшей Райволе (так до войны именовалось Рощино) нет ни одного здания выше пяти этажей. Однако и этот населенный пункт испытал на себе давление агломерации. Если в 1988 г. население поселка Рощино составляло 8,8 тыс. человек, то в 2016-м - уже 14,4 тысячи. При этом официальная статистика всей картины не показывает: в наши дни Рощино не просто поселок, а центр одноименного городского поселения, в которое входят 12 населенных пунктов, включая крупные поселки Рощино, Победа и Цвелодубово.

Сколько человек на самом деле живут в столице поселения, не знает никто. Но всем ясно, что давно уже не 14 тысяч. По мнению риелторов и застройщиков, можно говорить о 30 тысячах постоянно проживающих. А может, и больше. Причина такого расхождения - в специфике популярности Рощина для новоселов. За последние десять лет сюда переселилось немало пожилых петербуржцев. Они рады жить на природе, но социальные услуги предпочитают получать по месту прописки - в городе.

Новоселов в бывшей Райволе могло быть и больше, но с некоторых пор строительство многоквартирных домов было заморожено. Основная причина - мощности очистных сооружений уже не справляются с объемом стоков, да и с питьевой водой могут возникнуть проблемы.

Заразная скважина

Пару вводных слов о воде. Петербург - один из немногих мегаполисов Европы, не испытывающих дефицита пресной воды. У нас есть неиссякаемый «спонсор» - Ладожское озеро. Однако северная и северо-западная части петербургской агломерации расположены на Карельском перешейке. А это, как известно, возвышенность, на которой полноводных рек почти нет. Исключением служит, пожалуй, лишь Вуокса, но эта река со своими озерами протекает вдалеке от границ агломерации.

Вот и Рощино пьет воду из артезианских скважин, причем до недавних пор тамошняя вода считалась чистой, почти целебной. Конец идиллии наступил в середине марта, когда в социальных сетях прозвучал сигнал SOS из Рощина. В поселке зафиксировано массовое отравление кишечной палочкой. Роспотребнадзор отреагировал быстро, найдя возбудитель инфекции в одной из поселковых скважин.

В ответ на наш запрос администрация Ленинградской области так прокомментировала ситуацию с водоснабжением и качеством питьевой воды в поселке Рощино: «По информации, имеющейся в нашем распоряжении, последние пробы воды показали ее полное соответствие санитарным нормам. Местный «Водоканал» осуществляет контроль качества питьевой воды, уделяя особое внимание социальным учреждениям. В настоящее время детские образовательные учреждения поселка работают в штатном режиме. Новых случаев массового заболевания ротавирусными инфекциями не зафиксировано. Предпринятые меры по дезинфекции и промывке объектов системы водоснабжения позволили ликвидировать причину заражения».

Подключить соседа

Однако вторая часть ответа областных чиновников вызвала вопросы.

«В случае если органы местного самоуправления, к полномочиям которых относится обеспечение водоснабжения и водоотведения в населенном пункте, сочтут необходимым проведение ремонта или модернизации системы водоснабжения поселка и обратятся в администрацию Ленинградской области, проект будет рассмотрен для включения в соответствующие государственные региональные программы для софинансирования», - говорится в комментарии.

Это, конечно, проливает свет на будущее рощинского «Водоканала». Но уже сейчас ясно, что средств у поселкового бюджета на серьезную модернизацию, а тем более строительство новых насосных и очистных сооружений, нет. И софинансирование, безусловно, потребуется.

И вот тут-то водная проблема Рощина может стать поводом для кооперации городских и областных властей в рамках, так сказать, развития общей агломерации. Дело в том, что Рощино соседствует с другим населенным пунктом - поселком Решетниково, относящимся к Петербургу. Там тоже идет строительство, пока, к счастью, малоэтажное. Там же - Пухтолова гора, одна из точек роста туристической инфраструктуры региона. В любом случае без воды и канализации там не обойтись. Так что у Петербурга и Ленобласти одна дорога - найти возможность строить инфраструктурные объекты, работающие на оба региона.

Их властям придется засучить рукава: как в рамках работ по развитию агломерации, так и вне их. По данным Петростата, в 2016 году нуждались в замене 1,3 тыс. км из 2,8 тысячи километров водопровода в Ленинградской области. Через очистные сооружения 47-го региона было пропущено 102,9 млн кубометров сточных вод, из них 70,5 млн «кубов» были недостаточно очищены. Достигли критического уровня износа 925,6 км из 1,6 тысячи километров общей протяженности уличной канализационной сети населенных пунктов Ленобласти.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Комментарии