Кто ваш эквайер, сэр?

Меняющийся ландшафт на рынке услуг эквайринга - одна из самых интересных сфер в финансовых услугах. Слово это вошло в наш язык относительно недавно, но понятие, которое оно обозначает, уже стало привычным: прием к оплате банковских платежных карт и процесс обслуживания расчетов по ним. В английском языке, откуда пришел термин acquire, он означает «приобретать, получать». Банк, уполномоченный принимать платежи по банковским картам через терминалы в конкретных магазинах и предприятиях, называется эквайером. Сегодня мы говорим о приеме платежей по пластиковым картам через Интернет.

Кто ваш эквайер, сэр? | Иллюстрация luchunuyu/shutterstock.com

Иллюстрация luchunuyu/shutterstock.com

Информационно-аналитический сайт SpbIT.ru в партнерстве с Ассоциацией компаний интернет-торговли (АКИТ) подготовили исследование рынка услуг интернет-эквайринга Северо-Запада России. Согласно его результатам, среднемесячные объемы платежей по схемам интернет-эквайринга в СЗФО составляют 2,5 - 3,3 млрд рублей. На группу банков-лидеров, выпустивших наибольшее число карт, приходится 74% рынка.

На 1 апреля 2016 г. в России эмитировано 242,47 млн банковских карт, значительная их доля обращается в нашем регионе. Это способствует росту торговли через Интернет: в 2015 году оборот российской электронной торговли вырос на 7%, до 1,4 трлн рублей. При этом магазинная розница упала на 10%.

Банковскими картами через Интернет активно оплачивают услуги ЖКХ, покупают одежду, электронику, турпутевки, авиа- и железнодорожные билеты, продукты. Имидж Петербурга как культурной столицы поддерживается еще и тем, что в нашем городе через Интернет часто приобретают книги.

Директор управления торгового эквайринга Северо-Западного банка Сбербанка России Анна Иншакова замечает: «С 2009 года рынок интернет-эквайринга ежегодно прирастал на 42% и далее будет расти схожими темпами».

Как и на всяком рынке, в интернет-эквайринге надо «плясать от печки», то есть исходить из пожеланий клиента. Прямой клиент для банка-эквайера - торговая компания, а косвенный - конечный потребитель. В этой тройственной схеме рождается много технологических новинок. Так, овладевает массами система «умных платежей», когда банк для каждого клиента формирует личный финансовый профиль, предлагая более удобный способ оплаты товаров и услуг. Среди них - отправка счета по электронной почте, SMS-оповещение, распространение технологии NFC (оплата с помощью мобильных устройств). Последнее актуально, потому что крупнейшие производители смартфонов продвигают собственные системы оплаты товаров и услуг через Интернет. Так, в нашу страну уже приходят сервисы Apple Pay и Samsung Pay.

«Но пока рано называть этот рынок устоявшимся, - считает заместитель председателя правления РФИ Банка Заурбек Бесолов. - Это раньше говорили, что крупный игрок ест мелкого, а сейчас быстрый поглощает медленного». В РФИ (который вообще-то небольшой банк) «одной кнопкой» собраны 11 систем платежей.

Похожую стратегию демонстрирует петербургский банк ПСКБ. Он тоже небольшой, но пытается стать «интегратором». То есть посредником, который собирает все входящие средства предпринимателя или компании с электронных кошельков и переводит их на расчетный счет. Заместитель председателя правления АО «Банк ПСКБ» Николай Алексеев уточнил, что банк развивает платежные методы, такие как «Деньги онлайн», «Яндекс.Деньги», WebMoney и др. по принципу одного окна.

«Мы выбрали стратегию - людям не нужны банки, им нужны сервисы. Чтобы деньги можно было взять с любого вида кошелька. Сейчас все совмещается: Сбербанк уже создает оператора связи, а телекоммуникационные компании «МТС» и «Мегафон» развивают собственные банки», - объяснил банкир.

У крупных банков возможностей больше. Альфа-банк много вкладывает в разработку новых продуктов, Сбербанк выбрал другую стратегию - он покупает готовые решения. Это когда вы хотите что-то купить через интернет-магазин, заходите на его сайт, и там появляются разные варианты оплаты.

Руководитель программы проектов «Цифровые товары и платежные системы» Ulmart Михаил Дайхин пояснил: «Мы не можем себе позволить работать с банками напрямую. У нас слишком разнообразные запросы, потому мы работаем через посредника. Да, это дороже, но скорость подключения и проведение платежей у них в два-три раза выше, чем через конкретный банк. А денежная экономия ничтожна».

Отдельная тема - безопасность. Для электронных расчетов это ключевое понятие. В развитых странах до 6% от дохода платежных систем приходится тратить на инвестиции в защиту расчетов.

По мнению Заурбека Бесолова, в России 70% случаев мошенничества при проведении интернет-платежей приходится на Петербург и Ленобласть. Такова статистика систем «Мастеркард» и «Виза», отслеживающих данную проблему. Вероятно, это связано с тем, что главные службы безопасности банков сосредоточены в Москве, а северной столице, где проводится масса платежей, внимания уделяется меньше.

КСТАТИ

Банки - лидеры рынка эквайринга в СЗФО:
1. Группа ВТБ - 29%,
2. ПСКБ - 17%
3. Альфа-банк - 16%
4. Сбербанк - 12%.
5. АК Барс Банк, Газпромбанк, Тинькофф банк, банк «Русский Стандарт» и ряд других - 26%.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 180 (5797) от 28.09.2016.


Комментарии