Кто платит, тот и заказывает капремонт

Если бы в Санкт-Петербурге определяли человека 2015 года в жилищной сфере, то им, скорее всего, стал бы Денис Шабуров. Был первым заместителем главы жилищного комитета.

А в августе взялся руководить Фондом – регоператором капитального ремонта общего имущества. После того как бесславно оставил кресло предыдущий генеральный директор фонда Дмитрий Локтаев и когда всем стало ясно – программа ремонта жилья в 2015 году почти провалена.

«Торжественное» вступление в новую должность Шабуров отметил фразой, которая среди специалистов сразу стала крылатой: «Если я не справлюсь, меня повесят!».

Кто платит, тот и заказывает капремонт |

– Денис Евгеньевич, программа, похоже, худо-бедно выполнена. Во всяком случае в домах, где к началу отопительного сезона еще и батарей-то не было, к ноябрю все-таки дали тепло. И не одна кровля зимой не оказалась раскрытой. Ремонт фасадов успели закончить... Так что, не повесят?

– Думаю, ни я, ни нынешний коллектив фонда не застрахованы от того, что произошло с нашими предшественниками. Уверен, что по прошествии первого года работы к нам придут множество контролеров – предварительно мы насчитали как минимум 17, – которые будут проверять все досконально. Ждем. Глупо было бы думать, что нам дали 7 миллиардов рублей из городского бюджета и после этого не будут контролировать...

А наказывать, думаю, нужно не за ошибки, а за их повторение. Вот меня нужно будет строго наказать, если я повторю те просчеты, которые допустило предыдущее руководство фонда. Объективно говоря, им была проделана большая работа. Любой новый организм, любая новая система требуют отладки. Тем более такая сложная система, как фонд, который и готовит документы для торгов, и контролирует качество работ, и собирает платежи граждан. При этом еще ведет раздельный учет по домам. В общем, немалая часть просчетов локтаевской команды связана прежде всего с пусконаладкой новой, неведомой пока системы. Короче, болезни роста.


– Ну городу и горожанам от этого не легче. К тому же главная идея, которую фонд пытался реализовать, – привлечь к ремонту крупный бизнес – провалилась. Об этом заговорили сразу же. И, кажется, именно в жилищном комитете.

– Да. Крупный строительный бизнес не клюнул. Расценки у них гораздо выше, чем те, которые существуют у нас. Да и специфика отличается. Одно дело – проводить инженерию в новом доме: пустота, заходи в любую квартиру и работай. Другое дело – с людьми. Случаев, когда ремонтники не могут попасть в квартиру, множество.

Вот пример работы крупной компании. «Эрланг Северо-Запад» – строительная организация с миллиардным оборотом – столкнулась, очень мягко говоря, с определенными трудностями на Васильевском острове, где взяла в работу несколько объектов: Малый проспект, 46, 48, Большой, 35, и еще ряд адресов...

Фирма солидная, применяет тойотовскую систему. То есть так организовывает логистику, чтобы работать без склада: по минутам подвозят стройматериалы и тут же пускают их в дело. Все выверено, все работает как часы. И... не работает при организации капитального ремонта при столкновении с суровой практикой жизни. В общем, компания провалилась по всем адресам. Даже радиаторы закупили не такие, какие были нужны: не учли размеры...

Были проблемы и с другими представителями крупного бизнеса. Причем все это нормальные фирмы, с опытом работы. Но не выдержали специфики капитального ремонта. Переориентироваться на малый и средний бизнес пришлось уже по ходу дела. Упустили время, набрали плохих подрядчиков. Сейчас пытаемся избежать этой ошибки, начав торги на 2016 год уже в декабре 2015-го. Главная цель – не допустить победы подрядчиков, которые сработали некачественно.


– К слову. Говорят, что с первых дней своего пребывания в новой должности вы с подрядчиками рассорились. Помнится, некоторые компании через СМИ жаловались на то, что фонд не дает им аванса.

– И не только через СМИ. Были звонки: интересовались, почему я выступаю против малого и среднего бизнеса, почему не даю бизнесменам спокойно работать. Даже от членов попечительского совета фонда пришло письмо: и тоже про намеренное зажимание малого бизнеса.

Интересно, что недовольство отсутствием аванса выражали те компании, которые в конечном итоге провалили свои объекты. К примеру, фирма «Соло». Между тем условия были просты: покажите свой персонал, покажите графики производства работ и выполнение объемов на всех объектах, а потом уже – аванс. По контракту, компании должны были приступить к работе в течение пяти суток с момента подписания договора.

Многие так и не смогли этого сделать. Так, та же компания «Соло» «хапнула» слишком большой кусок – 31 кровлю. А сил было, как потом выяснилось, только на 5 – 6 кровель. Очевидно, планировалось за счет аванса привлечь дополнительную рабочую силу, которой на момент заключения контракта у компании не было. Компании было прямо запрещено снимать мягкий слой с плоских кровель, если до того не будет закуплен и доставлен материал для дальнейшего ремонта. И фонд ее предупреждал, и администрация района. Все равно сняли кровлю на 17 объектах, не имея под рукой стройматериалов. И все – пошли протечки. Мы расторгли договор по всем этим кровлям и объявили ЧП. Обратились к жилкомсервисам, которые и завершали ремонт на брошенных домах.

На одном из «сольных» объектов – улица Шотмана, 18, – я впервые в жизни увидел, как новое рулонное покрытие наклеивают на плоскую кровлю... не той стороной. Разумеется, переделывали заново. В общем, мы не только выставили компании штрафные санкции по полной программе, но и потребовали вернуть аванс до копейки. К тому же по фактам такой вот работы подали заявление в РУВД Невского района.

По итогам ремонтной кампании 2015 года я подписал 315 претензий к подрядным организациям. Будем взимать штрафы за срыв сроков и брак. Думаю, соберем более 100 миллионов рублей.

Жаловались на нас и в антимонопольное ведомство, якобы фонд не пускает на рынок капремонта компании из других регионов. Сразу скажу, что это неправда. У нас, к примеру, работает (и неплохо) «Мослифт». А пожаловалась на нас компания «Уфа-лифт», которая не имеет в нашем регионе ни филиала, ни производственной площадки. А 200 своих работников в Петербург планировала привезти из Уфы, сняв здесь для них жилье...


– Строги вы к подрядчикам! А в середине лета, признаться, казалось, что город готов выполнять все их условия, лишь бы не сорвать окончательно программу капитального ремонта: оплатить чуть ли не вперед, закрыть глаза на качество, повысить сметную стоимость... В общем, сделать все, чтобы драгоценный подрядчик был доволен.

– Ряд условий действительно пришлось выполнить. Были повышены расценки на ремонт кровель. Объективно говоря, это нужно было сделать, расценки реально были крайне низкими. Вообще, если требования подрядчиков справедливы и доказательны, идти навстречу надо. Ну а в противном случае – стоять насмерть.


– Денис Евгеньевич, многие граждане в других регионах, да и у нас в Петербурге, считают новую систему капремонта, и прежде всего сам факт введения платы, порочной, нечестной и непрозрачной.

– Предложения отказаться от платы за капитальный ремонт сейчас действительно звучат все чаще. Скажем, многие политики любят поговорить об этом. Ну хорошо. Откажемся мы от взимания платы, помножим все на ноль и ликвидируем созданный с таким трудом Фонд капремонта... И что? Избавимся от необходимости делать ремонт? Но ведь нашим детям или нам самим все равно придется о нем думать, когда массово начнут падать балконы и лифты. Только тогда масштаб бедствия будет гораздо больше нынешнего. И денег нужно будет гораздо больше. Так что, думаю, сейчас самое время привлечь все возможные источники – и бюджет, и взносы собственников, – чтобы ремонтировать, ремонтировать и ремонтировать... Если хотите, это мобилизация!

Что касается самой системы организации капремонта, которая прописана в федеральном законодательстве... Складывается впечатление, что законодатели, создавая закон о капремонте, прописали правила игры исходя из каких-то идеальных представлений. Да и то – правила меняются раз в полгода. Систему на такой основе наладить невозможно. Это делает работу запутанной, коррупционной и непрозрачной. В связи с этим не думаю, что кто-то проводил серьезные исследования с точки зрения математического моделирования капитального ремонта по различным сценариям: по оптимистическому и пессимистическому.

Я уверен, что особенности возведения различных районов должны диктовать и особенности подхода к их капитальному ремонту. Если уж дома строились в советское время, по советским канонам пятилеток, то и к их капитальному ремонту необходимо применять те же методы планирования и финансирования. Иначе, похоже, не получится.

Эта идея уже на подходе. Сейчас мы верстаем краткосрочную программу не на один год, а на три – с соответствующим подходом к распределению денег. Скоро придем к пятилетке! А если не придем, то можем допустить стратегическую ошибку.


– Вы ничего не говорите про собственников и их роль в капитальном ремонте. Вы не видите этой роли?

– Я не против мнения собственников. Мы же, перед тем как включить дом в программу, непременно проводим в нем собрание, предъявляем смету, отвечаем на вопросы, объясняем. Однако, на мой взгляд, определять стратегические направления – задача органов власти.

Каждый собственник хочет, чтобы на следующий год отремонтировали именно его дом. Это нормально. Но мы же должны исходить из реальности, из ограниченности имеющегося ресурса. Из одной шкуры семь шапок сшить можно только в сказке, да и там они получаются микроскопическими. Нормально также хотеть, чтобы кроме запланированных работ подрядчик сделал еще что-то и еще... Но у подрядчика есть смета, за рамки которой он не может выйти.

В законодательстве сказано, что представитель собственников участвует в подписании акта приемки работ в доме. Но там не сказано, как поступать, если представитель отказывается это делать. И не потому, что ремонт некачественный, а просто – «Не хочу!». Мне известны случаи, когда собственники вымогали деньги у подрядчиков: мол, подпишу акт, когда денег дашь. Открыто! Суммы варьировались от 11 до 30 тысяч рублей. И хотелось бы пригласить правоохранительные органы, но, увы, смысла в этом нет. Собственник в данном случае, так уж написан закон, не является лицом сколько-нибудь официальным в глазах полиции: ни заказчик, ни исполнитель, ни технадзор. А за подпись свою отвечает лишь перед своей совестью. Причем даже отдавать таких людей на суд общественному мнению бесполезно. Многие (если не большинство) в душе даже похвалят: вот, мол, ушлый мужик, молодец! А кое-кто может и взять на вооружение «передовой» опыт.

У нас ныне был случай: собственница, обладающая полномочиями подписывать акт, умерла. Чтобы законно назначить нового полномочного, нужно вновь собирать собрание. Это очень хлопотно и очень долго. А время идет. Что делать? Закон ответа не дает.


– С одной стороны, вы – чиновники – говорите о главной роли собственника, о его ответственности. С другой – избавляете его от необходимости принимать решения. Нет ли здесь противоречия?

– Не вижу противоречия. Согласитесь, принимать решения и отвечать должен тот, кто платит. А в Петербурге сейчас пока платит в основном бюджет: в 2015 году – 7 миллиардов рублей, в 2016-м будет практически столько же. А граждане собрали в виде платы за капремонт 2 с половиной миллиарда рублей, которые мы начнем использовать при реализации программы нынешнего года.

Эти деньги пойдут на оплату ремонта систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения. Еще – электрики и газоснабжения. Самые дешевые виды работ. А лифты, фасады, кровли, теплоснабжение и ремонт аварийных конструкций – наиболее дорогостоящие виды работ – останутся за бюджетом. Потому город и берет на себя главные решения, и определяет приоритеты, какой дом нужно ремонтировать сначала, а какой – потом. В соответствии с региональной программой и степенью обветшания.

Если у собственников появилось желание взять ответственность на себя, не вижу к этому препятствий: открывайте свой счет, собирайте деньги, которых хватило бы на какой-то вид работ. И вперед, ремонтируйтесь без оглядки на общую программу! Закон позволяет это сделать. Если же не можете собрать денег, будьте любезны стоять в общей очереди. У нас есть всего несколько домов, которые решили собирать по 15 рублей с квадратного метра на свой отдельный счет. Им, строго говоря, и фонд-то не нужен. Сами управятся.

Хотя, строго говоря, существовать в таком – автономном – режиме невыгодно и опасно. Самостоятельно копить деньги придется долго. Да и инфляция обесценивает эти накопления быстрее, чем они накапливаются.


– Возможно, не стоило отказываться от системы, по которой работал Федеральный фонд содействия реформированию ЖКХ? Легендарные 95 на 5: 95 процентов финансирования брал на себя фонд, а 5 процентов собирали граждане. Причем уже после ремонта, видя его результаты...

– Ни для кого не секрет, что 240 миллиардов рублей, которые составили Фонд содействия, это деньги от продажи «Юкоса». Их направили на ремонт и расселение аварийного жилья России. Петербург тогда, кстати говоря, получил 9 миллиардов рублей в самые «голодные годы», в начале 2000-х. Эти деньги позволили нам не снижать темпы работ, чтобы не допустить совсем катастрофического недоремонта. Но все хорошее когда-нибудь заканчивается. Закончились деньги в федеральном фонде. Правда, не прекращаются попытки так или иначе его возродить. Скажем, есть идея взять средства из Фонда национального благосостояния. Но пока это лишь идея.


– Денис Евгеньевич, в Петербурге пока не так уж много недовольных системой капремонта. И связано это с низким размером взноса. Во всяком случае не слишком обременительным. А если взнос будет повышен, не исключен всплеск недовольства.

– С января 2016 года в зависимости от категории дома взнос составит от 2,56 до 3,5 рубля с квадратного метра. Самый низкий в России размер. И пока у города нет планов резко увеличивать его. Вообще, на мой взгляд, повышать нецелесообразно не только с точки зрения возможной социальной напряженности. Представим себе, что мы, как в Москве, начнем взимать по 15 рублей с метра. Что получится? У нас миллион граждан-льготников, получающих меры соцподдержки. Значит, мы должны в бюджете заложить средства, которые пойдут на компенсацию этим гражданам, исходя из этих самых 15 рублей?

Уж лучше, как сейчас: сохранить небольшую плату с граждан, но при этом выделять полновесную бюджетную субсидию на капитальный ремонт.


– А как вы относитесь к законопроекту, по которому граждане старше 80 лет будут вовсе избавлены от платы за капремонт?

– Плохо отношусь. В России это приведет к тому, что люди будут переоформлять недвижимость на бабушек и дедушек. Вот дали пожилым гражданам льготы по дорожному налогу. И что? Загляните в базу данных ГИБДД. И вы удивитесь, сколько чрезвычайно пожилых граждан вдруг стали владельцами дорогих и мощных автомобилей, за которые положено платить серьезные налоги. Пусть они лучше по-прежнему получают свои льготы и субсидии.


Из-за угрозы эпидемии гриппа медики северной столицы приведены в состояние «боевой готовности». И не случайно: в этом сезоне к нам вернулся вирус Н1N1 (так называемый свиной грипп), наделавший много бед зимой 2009/10 гг. По данным экспертов, именно этот пандемичный штамм стал причиной смерти пяти человек.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 007 (5624) от 19.01.2016.


Комментарии