Инновационный кластер поможет импортозамещению

В северной столице не добывают полезных ископаемых, но здесь работают десятки связанных с недропользователями компаний, научных институтов, заводов. В каждодневной работе им требуется организационная и консультативная помощь. Именно эти цели и преследует старейшая в России Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата (СПб ТПП), которая объединяет свыше 4 тысяч предприятий. Для поддержки предприятий топливно-энергетического комплекса (ТЭК) был создан профильный комитет ТПП, руководит которым Алексей Трегубов. О том, зачем палата развивает идею создания в Петербурге инновационного кластера сырьевой промышленности, корреспонденту «Санкт-Петербургских ведомостей» рассказал председатель совета СПб ТПП депутат Государственной думы Владимир КАТЕНЕВ.

Инновационный кластер поможет импортозамещению  | ФОТО Сергея ФАДЕИЧЕВА/ТАСС

ФОТО Сергея ФАДЕИЧЕВА/ТАСС

- Владимир Иванович, какую помощь оказывает Торгово-промышленная палата бизнес-структурам, связанным с переработкой руды, алмазов, других минералов, нефти и газа?

- Многие правительственные решения и проекты федеральных законов готовятся с учетом оценки тех предприятий, интересы которых эти документы затрагивают, а ТПП обеспечивает обратную связь - как Союз промышленников и предпринимателей, другие структуры. В том числе по кругу вопросов, касающихся ТЭКа.

С участием бизнес-сообщества и экспертов мы обсуждали, допустим, проект постановления правительства РФ о процедуре заключения договоров по электроснабжению, изменения в ФЗ № 190 «О теплоснабжении», проект постановления о российском эксперименте по созданию системы финансовой ответственности сетевых организаций за ненадежное, некачественное энергообеспечение и пр. Предприятия реагируют на предполагаемые изменения, а палата вносит свои предложения, которые в числе прочих могут повлиять на судьбу законодательных актов. Причем это необязательно негативная оценка. «наверху» готовятся в основном здравые решения.

- Проиллюстрируйте это на конкретных примерах.

- В рамках Международного энергетического форума, который пройдет в Петербурге в конце апреля, состоится «круглый стол» по информационной безопасности на объектах ТЭКа. Инфраструктура энергетики, добычи и транспорта нефти и газа не должна быть уязвимой - для этого нужны отечественные IT-разработки по защите программных средств и автоматизированных систем.

Сильное впечатление произвела на нас поездка в «продвинутый» Татарстан. В этом регионе на транспорте умело используют систему GPS-мониторинга. Там отказались от бумажного документооборота, все пользуются планшетами.

Однако и опыт северной столицы для многих показателен. Так, после нашей поездки в Крым министерство энергетики региона и его территориальный центр энергосбережения установили деловые связи с Петербургским энергетическим институтом повышения квалификации Минэнерго РФ. С нами также сотрудничает Торгово-промышленная палата Якутии, одного из ключевых добывающих регионов России. Причем речь идет не только об алмазах, но и об угольных запасах этой республики.

- Чем же привлекает Петербург якутских недропользователей?

- У нас очень развитая научно-исследовательская база, сильная вузовская система. Петербург обладает мощным машиностроительным комплексом, который задействован в решении задач ТЭКа. Некоторые из представленных в нем компаний - такие как группа «Ренессанс», «Турбоэнергоремонт» и др. - входят в статусный реестр надежных партнеров ТПП, попасть в который довольно непросто.

«Силовые машины» поставляют оборудование в Сибирь и на Дальний Восток, а предприятия «Северстали» выпускают в Металлострое трубы большого диаметра и всю необходимую продукцию для машиностроителей и таких системообразующих корпораций, как «Газпром», «Роснефть», «Лукойл».

Кроме того, Петербург связан с Сибирью и Дальним Востоком исторически - ленинградские геологи были первооткрывателями многих месторождений, в том числе алмазов.

- Как известно, Петербургская ТПП помогает не только топливно-энергетическим компаниям заниматься энергосбережением?

- Это так. Вот конкретный пример: членом нашей палаты является компания, которая несколько лет назад заменила устаревшее оборудование в котельных на современные автоматизированные модульные системы. Потом она вышла с той же программой на Ленинградскую область и в Карелию. Имея деловые отношения с тем же «Газпромом», мы пропагандируем ценный опыт, накопленный небольшими петербургскими фирмами.

- Кстати, в Ленобласти есть своя Торгово-промышленная палата, как вы с ней взаимодействуете в области топливно-энергетического комплекса?

- Мы плотно работаем с Дирекцией по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленобласти, в наблюдательный совет которой я вхожу. Сейчас занимаемся инфраструктурными проектами на приграничной с областью территории: например строительством дорог.

- Торгово-промышленная палата поддержала идею создания в Петербурге инновационного кластера энергетики и промышленности. Для чего он создан, какие предприятия туда входят?

- Такая идея возникла в начале «нулевых» годов. А когда в Петербурге на базе технопарка «Ингрия» был создан Центр кластерного развития, а годом позже вышло постановление правительства РФ о промышленных кластерах, проект получил ощутимый толчок. В декабре 2016 года были утверждены направления работы инновационных предприятий ТЭКа, на сегодня таких уже более 20. Они создают современное электротехническое оборудование и системы для энергетики.

В чем плюсы взаимодействия предприятий в рамках кластера? Здесь рождаются кооперационные проекты, которые могут получить госсубсидию, доказав синергетический эффект. Это уменьшение стоимости продукции, снижение издержек на ее продвижение, единая система менеджмента качества, оптимизация технологических процессов и пр. В итоге риски бизнеса снижаются, а ценность таких проектов для инвесторов растет.

Тем самым удается решать и проблемы импортозамещения. Наш рынок наводнен импортной, в том числе китайской, продукцией, а резиденты кластера выпускают конкурентоспособные подстанции, высоковольтные резисторы, ограничители напряжения, автоматизированные системы, бесщеточные контактные аппараты, оборудование для мониторинга трубопроводов и т. д.

- Какова отдача от этого кластера в рублях?

- В 2015 году общая выручка предприятий кластера составила около 2 млрд рублей. Результаты прошлого года, думаю, еще более весомые, хотя точные данные появятся позже. Сейчас свыше десятка разработок кластера внедрены в производство, около десяти членов этой кооперации имеют патенты и престижные конкурсные награды - например, «Топ-100 лучших продуктов Санкт-Петербурга», «Лучший НИОКР», «Лучший инновационный продукт» и др.

Администрация Петербурга одобрила программу развития кластеров и утвердила их перечень, в который вошел инновационно-энергетический. Теперь предстоит попасть в кластерный реестр Минпромторга РФ, наладить более серьезные НИОКР и выйти на внешние рынки.

- Нынешний год объявлен в России Годом экологии. Сопровождаете ли вы интересные проекты по охране окружающей среды в сфере ТЭКа?

- Да, один из них связан с созданием биоматериалов, позволяющих очищать водные объекты и почву от загрязнений нефтепродуктами. Если эта защищенная патентом разработка вузовских лабораторий пройдет экспертизу, то, возможно, получит распространение не только в нашем регионе.

Но болезненных экологических проблем значительно больше. В Петербурге это прежде всего свалки промышленных и бытовых отходов, нуждающиеся в консервации. Здесь тоже нужно изучать финский опыт, о котором писала ваша газета, а также активнее использовать петербургские технологии - например, компании «Механобр инжиниринг». О некоторых из них ваше издание тоже рассказывало своим читателям.

Статья опубликована в номере газеты «Санкт-Петербургские ведомости» от 28.03.2017 под заголовком «Энергия региональных связей».

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Комментарии