Грядущее в черно-зеленых тонах

Ведущие отрасли российской экономики страдают от сдвигов глобальной ценовой конъюнктуры по всем видам сырья для электроники, автопрома, металлургии и др. Это в свою очередь ударило по отрасли, которая обеспечивает ресурсный потенциал промышленности: за последние три года объем инвестиций в геологоразведку упал на 30%. В геологии, изучающей очень длительные процессы, предсказывать сиюминутные изменения трудно. Однако на площадке Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) специалисты все же обсудили «дорожную карту» развития геологоразведки до 2050 года. В диспуте приняли участие экономисты, ученые, представители министерств и ведомств России, Индии, Ирана и других стран.

Грядущее в черно-зеленых тонах | ФОТО Льва ФЕДОСЕЕВА/ТАСС

ФОТО Льва ФЕДОСЕЕВА/ТАСС

Умелые зарисовки

В стремительно меняющемся мире опасно строить прогнозы: любая новая технология способна привести к скачку, вызвав тектонические сдвиги на рынке. А в сфере развития минерально-сырьевой базы, где соотношение спроса и предложения может колебаться чуть ли не на наших глазах, и вовсе сложно «рисовать» будущее в черно-белых тонах.

По мнению Сергея Донского, министра природных ресурсов и экологии РФ, это не всегда продуктивно, но делать такие «зарисовки» геологи просто обязаны. «Лет десять назад, когда обсуждали возможности сланцевой революции, многие качали с усмешкой головой, - напомнил он. - Но прошло всего два-три года, и наши представления о мировом рынке углеводородов резко изменились».

Вот и ответ на вопрос, почему так важно просчитывать шаги именно здесь. Сегодня около 75% экспортных поступлений обеспечивают предприятия минерально-сырьевого комплекса. Доходы федерального бюджета зависят от успешности их работы более чем наполовину, а доля сырьевых отраслей в формировании внутреннего валового продукта России составляет 9%, и тенденции эти остаются непоколебимы.

Но даже если судьбоносное для бюджета значение всего того, чем богаты российские недра, «растает», роль ресурсного базиса сохранится. А это воплощение не просто экономического роста, но и таких важных слагаемых, как национальная безопасность, экология, качество жизни. Поэтому, определяя движение основополагающей отрасли, Росгеология очертила и всеобщие перспективы. Причем «антиутопия» создавалась не на песке - фундаментом таких построений стали научно обоснованные данные.

Форсайтом по отрасли

«В новых экономических условиях развитие геологоразведки - одна из приоритетных задач государства, - убежден вице-премьер правительства РФ Александр Хлопонин. - А чтобы работа по импортозамещению, усовершенствованию технологий, созданию собственных прорывных разработок, связанная с этой задачей, велась качественно, без взаимодействия бизнеса, власти и науки не обойтись».

Масштабную работу над форсайт-проектом (моделирование долгосрочных перспектив) геологи начали в начале этого года с опросов в разных отраслях и вовлекли в нее экспертов по энергетике, нефтехимии, информационным технологиям - в основном из Москвы и Петербурга.

Еще в марте на базе инновационного центра «Сколково» прошла конференция с участием недропользователей, экономистов, социологов и руководителей успешных инновационных компаний. В результате мозгового штурма высветились контуры «дорожной карты» продвижения к геологии будущего, где нашли отражение такие блоки, как государственное управление, законодательная поддержка, технологическая платформа, наука и образование.

Какие макроэкономические факторы и тенденции мировой экономики в ближайшие десятилетия станут довлеющими? Сможет ли геология удовлетворить растущие потребности бизнеса и одолеть воспроизводство минерально-сырьевой базы?

Матрица каменных джунглей

«Рассматривая глобальные процессы, которые уже наметились и будут происходить дальше, мы выявили ключевые элементы, а затем построили матрицу, попытавшись понять, что и как будет влиять на нашу отрасль», - пояснил генеральный директор Росгеологии Роман Панов. Он выделил главные факторы.

Первый: урбанизация. Города во всем мире растут, число их увеличивается. По прогнозам ООН и Всемирного банка, к 2050 году до 75% населения земли будут жить в каменных джунглях. Мегаполисы требуют все больше металла, пластика, топлива, получить которые можно только путем переработки сырья. А значит, спрос должен находиться в равновесии с предложением.

Второй: мобильность населения. За последние четверть века она выросла более чем вдвое, и мировой конвейер наращивает выпуск автомобилей, локомотивов, самолетов и судов. К примеру, одна только компания «Боинг» выпускает почти полсотни самолетов в месяц, потребляя опять же металл, пластик, топливо и т. д.

«Автомобильный рынок сильно меняется, но отворачиваться от бензина не спешит: доля электромобилей в мире остается крайне низкой, порядка 0,2%», - заметил Джеймс Буркхард, руководитель направления по анализу нефтяных рынков компании HIS Energy.

Третий: географический фактор. Смещение мировых центров потребления в азиатские страны заметно невооруженным глазом, темпы роста промышленности там будут расти. Еще и поэтому в обозримой перспективе геологи без работы уж точно не останутся.

«Пламя» очередной потребительской революции охватывает Китай, Индию, Индонезию. К 2025 году население планеты, по некоторым данным, вырастет до 7,9 млрд человек (главным образом, за счет этих стран), а доля людей, входящих в потребительский класс, составит более половины - 4,2 млрд человек.

Сейчас приоритетным для исследования и освоения регионом становится Арктика, обладающая неисчислимыми богатствами. Значение арктической зоны как мостика между технологичной Европой и развивающейся Азией велико, а недра ее требуют изучения.

Ода углеводородам

Аналитики единодушны: «вес» отдельных полезных ископаемых в общей структуре может меняться, но нефть, газ, черные и цветные металлы будут востребованы еще много лет. Так полагает и заместитель министра нефти Ирана Амир Заманиниа. Высокотехнологичная экономика также требует необходимых запасов редкоземельных металлов, олова, хрома, титана, марганца, вольфрама, золота.

Значимость экологических исследований тоже возрастет. Природоохранные требования, и сегодня достаточно жесткие, не ослабнут. А изменения в окружающей среде ставят перед геологией все более сложные задачи по рекультивации земель, рациональному природопользованию, геомониторингу, прогнозу природных катастроф и т. д.

При этом становление «зеленой» экономики не отменяет роста потребления ископаемого топлива - жидких углеводородов, газа и угля. А чтобы обеспечить их в требуемых объемах, нужно открывать не просто новые, а крупнейшие по запасам месторождения. В России таких открытий уже почти нет.

«Инвестиционно привлекательные запасы сокращаются, поискового задела у нас все меньше, - подтверждает опасения Алексей Соловьев, руководитель института «Дальморнефтегеофизика». - Прибавьте к этому удаленность новых месторождений от промышленных центров, и станет понятно, что перед нами стоят огромные задачи. Справиться с ними можно только при наличии ясной и согласованной стратегии на длительный срок».

О чем грезят ученые

Ориентиры «дорожной карты»: в 2030 году соотношение прироста ресурсов к поставленным на баланс запасам по углеводородам должно составить три к одному, по другим полезным ископаемым - два к одному. Это немыслимый скачок. А уровень геологической изученности вырастет, хочется верить, до максимальных пределов - 90% на суше и 70% на шельфе.

За счет чего? Вырастет роль цифровой геологии и геоинформационных систем, получат развитие дистанционные методы разведки (применение спутниковых аппаратов), шельфовые и глубоководные проекты. В то же время появляются альтернативные источники энергии, высокопрочные полимеры вытесняют металлы, усиливаются экологические риски. И отвечать на эти вызовы придется не только следующему поколению «белых воротничков», но и тем, кто «делает» геологию сегодня. Особенно на Северо-Западе.

«Это один из ключевых регионов России, который уже в силу своего положения, близости к европейскому рынку заслуживает большого внимания, он перспективен по многим видам полезных ископаемых: руда, золото, алмазы, - сказал корреспонденту «СПб ведомостей» Роман Панов. - А потому здесь нужно действовать на опережение».

Умение заглядывать в будущее помогло Росгеологии выработать «Стратегию развития минерально-сырьевой базы до 2030 года», доработанный вариант которой в скором времени поступит в правительство РФ. В документе прописаны меры по повышению инвестиционной привлекательности поисковых работ и стимулированию геологоразведки. Даны предложения по импортозамещению, защите отечественного оборудования (бурового, геофизического и др.) и технологическому прорыву, альтернативы которому нет. Самое главное - учтены любые футуристические расклады.

#геологоразведка #факторы #развитие

Комментарии