Экономия во благо?

Городское правительство в очередной раз не может потратить деньги, предусмотренные в бюджете на строительство метро, дорог, мостов и жилья. Если чиновники не засучат рукава и не пристроят средства Петербурга до Нового года, на следующий перейдет сумма 90 млрд рублей (в 2013-м не был израсходован 81 миллиард). Это почти пятая часть расходов петербургской казны. Ответить на вопрос, почему такое происходит из года в год, просто. А вот хорошо это или нет для северной столицы – сказать трудно...

Экономия во благо? | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА


Игра без правил

Причина неисполнения городом инвестиционных планов всегда была одна: не состоялись конкурсы, не выбраны подрядчики работ. Объект стоит, цены растут. Такое впечатление, что чиновники хотят не сэкономить, а наоборот – заплатить 2 рубля за то, что еще вчера стоило рубль.

Достоянием прессы становится далеко не каждая история с сорванными тендерами, однако все мы следим за развитием нашего метрополитена. Даже в этой стратегически важной и солидно финансируемой городом отрасли (20 миллиардов рублей ассигнований в год – это сопоставимо с бюджетом некоторых субъектов Федерации) постоянно возникают всевозможные трудности.

Мы уже не говорим здесь о судьбе Красносельско-Калининской линии, до пуска которой не доживут многие жители района. Но возьмем Фрунзенский радиус – единственный реально возводимый объект петербургского метро. Чехарда с подрядчиками и проектировщиками наблюдалась на протяжении всех последних лет: под предлогом поиска дешевого исполнителя на петербургскую почву пытались высадить московские компании. Не получилось. Пытались найти другого проектировщика – тоже не вышло. А время ушло.

Помимо метро в замороженном состоянии находятся стройки некоторых путепроводов – например, на Поклонногорской улице, через линию Финляндской железной дороги. А ведь на этот объект город получил федеральное финансирование.

Сейчас городские власти на ходу меняют концепцию приобретения социального жилья: сперва хотели покупать готовое, теперь намерены строить сами.

Но все это мелочи на фоне постоянно меняющихся правил игры. Недавно президент Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию призвал создать в России условия, в которых налоговая система не будет меняться четыре года. То есть не менять правила игры хоть какое-то время.

В Петербурге подходы к выбору подрядчиков меняются на ходу, почти ежегодно. Северную столицу облюбовали московские строители – но и это не помогло «списанию средств». Последняя озвученная новация – найти тех, кто готов за свой счет возвести объект, а город компенсирует расходы по факту. Эдакое государственно-частное партнерство, но без четкого механизма и ответственности города. Застройщикам жилых массивов вменили отдавать по миллиарду рублей на детские садики – безо всякой привязки к налоговым выплатам и географии. В этом году строители новацию пережили, а что будет в следующем?..


Отложили на черный день

Итак, причина очередного неосвоения средств найдена. Но лишние деньги – это хорошо или плохо? С позиции высокой бухгалтерии – прекрасно! Не зря же народ придумал поговорку: «сэкономил – значит заработал». Нераспределенные остатки на счетах комитетов городской администрации нивелируют дефицит бюджета, а 90 миллиардов по дебету могут чудесным образом во второй раз в XXI веке сделать петербургскую казну профицитной.

Напомним, что 2013 год северная столица закрыла с небольшой, но весьма приятной суммой в плюсе: 5 миллиардов. Случилось это неожиданно для городской власти: сырьевые компании переоценили стоимость своих валютных активов и заплатили больше налогов. Но в 2014-м даже это не помогло бы выйти в плюс. И тут как раз кстати, 90 миллиардов рублей город просто не смог израсходовать.

Большой переходящий остаток выгоден финансистам: в 2015-м занимать придется меньше. А ведь заложенная в городской казне на следующий год величина дефицита составляет более 60 миллиардов рублей. Ранее предполагалось, что на всю эту сумму придется выпускать облигации или брать в долг у банков.

Лишние бюджетные средства, таким образом, создают подушку на черный день. Скорее всего, весной петербургская казна подвергнется серьезной корректировке: инфляция и девальвация рубля сделают свое дело. Для выполнения обязательств перед бюджетниками потребуются дополнительные ассигнования. Именно туда и будут направлены переходящие остатки.

Налицо метаморфоза: инвестиционные капиталы превратятся в заначку для проедания. Эти деньги уже никогда не будут работать на городскую экономику, на будущее.


Пустить в расход

Если же взглянуть на вопрос глазами простого петербуржца, то лишние деньги в казне – это плохо. Зачем мы платим налоги (и немаленькие, кстати) – неужели для того, чтобы финансисты сверстали бюджет по нулям или с плюсом? Красивый баланс еще не показатель процветания фирмы.

Мы платим налоги для того, чтобы город развивал инфраструктуру – это наипервейшая функция любого мегаполиса. В нем человек может жить рядом с работой, а может и в 20 километрах. Главное, чтобы работала хорошо развитая разветвленная система городского транспорта. Как в Париже, Нью-Йорке, Лондоне или Шанхае. Ни в одном из этих городов на дорожной сети не экономят.

Власти Нью-Йорка, где последняя станция метро появилась в послевоенные годы, вкладывают миллиарды долларов на обновление подвижного состава. Парижане сомневаются, хватит ли пассажиров для новых линий трамвая, взявшего мегаполис в кольцо. А у нас – одни планы да стратегии: до 2020 года, до 2030-го...

Вот пример для понимания, что можно было бы получить на не потраченные Петербургом деньги. 90 миллиардов рублей хватило бы на строительство... первой очереди уже упомянутой Красносельско-Калининской линии. Таким образом, колоссальные средства могли бы поддержать строительную отрасль северной столицы. Работу получили бы проектировщики, производители стройматериалов и конструкций, строительные компании. Тысячи петербуржцев получили бы хорошую зарплату, заплатив налоги в городской бюджет. А ведь именно НДФЛ является одним из основных доноров петербургской казны.

Есть еще один аспект проблемы, который был нами отмечен вскользь: эти 90 миллиардов – в ценах текущего года. В 2015-м их покупательская способность снизится, и возвести ветку подземки уже не получится. Выходит, мы опять упустили шанс максимально развить инфраструктуру северной столицы в благоприятное время. Вероятно, в ближайшие годы городу придется экономить на всем – какие уж тут инвестиционные планы!

Впрочем, кое-какие шансы израсходовать миллиарды на дело у Петербурга еще есть: до Нового года осталось две недели. Но в пересчете на год это 3,9% – такова вероятность данной затеи...

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 239 (5365) от 19.12.2014.


Комментарии