Диван для андерграунда

Все мы каждый день спускаемся в метро. И настолько привыкли к этому виду транспорта, что редко замечаем перемены в нем. Хотя, конечно, тематические вагоны с видами дворцов Петербурга, курсирующие по третьей линии, или составы «Мобильная библиотека» и «Красная стрела», на которых могут прокатиться пассажиры первой линии, без внимания не остались. Обычно под новинками метро мы понимаем ввод новых станций, закупку вагонов или их капремонт. Любопытно, что за всем этим стоят не только головные компании-поставщики, но и множество их контрагентов – предприятий, выпускающих сиденья, двери и другие немаловажные элементы вагонов подземки.

Диван для андерграунда  | Износ подвижного состава петербургской подземки и повышенные требования к обеспечению безопасности пассажиров на станциях открывают городской промышленности новые горизонты работ.<br>ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Износ подвижного состава петербургской подземки и повышенные требования к обеспечению безопасности пассажиров на станциях открывают городской промышленности новые горизонты работ.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА

«Осторожно, двери закрываются!» – эту фразу мы слышим в метро несколько раз в течение дня. Но давайте посмотрим на сами двери. Оказывается, они, как и сиденья, поручни, потолки, системы освещения, сделаны в Петербурге.

Производство разместилось в Колпине в бывших цехах «Ижорских заводов», возведенных в конце 1970-х. В начале 1990-х годов здесь выпускали кетчупы одной известной марки, а в середине 2000-х годов цех купила компания Unilever. Однако с активным развитием данной промзоны, где появились предприятия по металлообработке, на этой территории сформировалась санитарно-защитная зона, и собственник бывшего кетчупового заводика решил его закрыть.

Площади выкупила компания «А Плюс Девелопмент» и стала думать о новом развитии этой территории. И сегодня на этой производственной площадке, которая именуется технопарком «А Плюс», размещены три компании, которые делают как раз оборудование для метро, вендинговые автоматы и лобовые стекла для автомобилей. Но нас интересует первая фирма.

Компания «Ю-Питер» много лет работает в области транспортного машиностроения. Это один из крупнейших российских производителей интерьеров для вагонов метро, запасных частей для подвижного состава РЖД, метрополитенов и городского наземного транспорта. Раньше компания располагалась на Карбюраторном заводе, но в Колпине условия для развития оказались лучше.

Сейчас там размещено три основных производства – стеклопластиковое, деревообрабатывающее и металлообработка. За месяц компания выпускает оборудование для трех составов метро. В будущем «Ю-Питер» расширится: уже зарезервированы площади под открытие сборочного производства вентильных электродвигателей (о них чуть ниже).

Из последних заказов – комплект интерьеров для электропоезда «Ласточка-Премиум»: облицовки дверных стоек, потолки и шкафы. Помимо основного комплекта шкафов для обслуживающего персонала поезд оснащен шкафом-гардеробом, шкафом-холодильником, кухонным шкафом и шкафом автосцепки. Все это делают в Колпине.

Компания входит в инновационно-промышленный кластер транспортного машиностроения «Метрополитены и железнодорожная техника», сформированный в 2011 году. Он объединяет 13 средних и малых предприятий транспортного машиностроения не только из Петербурга, но и со всей России. Среди них – «Метропром», НПКФ «Техком», НПЦ «Система», «Парсек», «Технотранссервис», «Торговый дом «МетроДеталь» и пр. Плюс более 50 поставщиков с дилерскими полномочиями. Кластер развился на базе некоммерческого партнерства, которое прежде называлось «Метродеталь».

Предприятия кластера совместно участвуют в нескольких проектах. Например, разрабатывают и производят вентильные двигатели (двигатели постоянного тока на редкоземельных магнитах. – Прим. ред.) и системы управления ими. Здесь нужно пояснить, что сейчас в качестве приводов на электропоездах метро, железнодорожных электровозах, трамваях и троллейбусах в основном используются асинхронные двигатели. Однако у них есть ряд недостатков, поэтому в современном подвижном составе все чаще появляются двигатели вентильные. За счет минимальных размеров и большой мощности их можно использовать в низкопольных трамваях, троллейбусах, а также на гибридных автомобилях.

Пассажиры Невско-Василеостровской линии знают, что станция метро «Приморская» оборудована специальными станционными дверьми, установленными вдоль платформы. Они стали своеобразным комплиментом своим предшественникам – старым станциям с системой «горизонтальный лифт», из которых состоит почти вся третья ветка метро.

Стеклянный «горизонтальный лифт» нового поколения тоже сделан на предприятиях вышеупомянутого кластера. Корпус створок изготовлен из алюминиевого профиля повышенной жесткости, остекление – из двухслойного стекла-триплекса. Кстати, эти двери – опытный образец, который еще проходит испытания. Напомним, все вновь строящиеся станции метро рекомендуется оснащать именно такими устройствами.

В планах компаний – участие в проекте по модернизации городских трамваев в сотрудничестве с компанией «Белкоммунмаш». Речь идет о реновации моделей массовых ленинградских серий ЛМ68М, ЛВС-86 и ЛМ-99. Предполагается продлить срок службы вагонов не менее чем на десять лет, установить энергосберегающий тяговый привод, модернизировать тележки, интерьер и внешний вид вагонов. В итоге городские трамваи станут и красивыми, и бесшумными.

Впрочем, создание профильного кластера не уберегло его предприятия от всех проблем. «Сейчас у нас заключен договор аренды с правом выкупа площадей, – рассказал исполнительный директор кластера Юрий Прокопов. – Цена этого документа – 450 млн рублей. Для малых предприятий – а именно из таких и состоит наш кластер – в современных условиях это космическая сумма».

Несколько миллионов рублей ежемесячных платежей за аренду и коммунальные счета вне зависимости от наличия заказов – такова суровая реальность малого и среднего бизнеса. И технопарк, в ведении которого находятся эти площади, не готов снизить аренду.

«Мы никогда не сможем конкурировать с «серым поясом» в черте города, потому что эти помещения достались собственникам практически даром. И у них, как правило, нет кредитной нагрузки, – пояснил гендиректор компании «А Плюс инвест» Дмитрий Григорьев. – Нам остается только предоставлять более качественный сервис, в том числе за счет более удобного доступа транспорта. Кроме того, здесь возможна более долгосрочная аренда, а это большой плюс для любой компании».

МЕЖДУ ТЕМ

В электродепо «Автово» прибыл первый восьмивагонный состав нового поколения. Такими поездами планируется оснастить самую напряженную – первую – линию петербургской подземки. До 2020 года метрополитен получит от Октябрьского электровагоноремонтного завода 20 таких составов. Они будут оборудованы асинхронными тяговыми двигателями, снижающими потребление электроэнергии. Салоны оснащены зонами для маломобильных пассажиров, полупроводниковым освещением, принудительной вентиляцией, а также электронным управлением.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 155 (5772) от 24.08.2016.


Комментарии