Чиновники предложили вернуть налог с продаж

Казалось, что тему налоговой реформы мы закрыли, написав о предложениях повысить НДС и снизить ставки отчислений от фонда оплаты труда предприятий в соцфонды. Но не тут-то было: чиновники подкинули обществу новую фискальную идею: вернуть из небытия налог с розничных продаж. При этом, однако, не отменяя налога на добавленную стоимость (НДС), который все мы исправно отчисляем государству, покупая что-либо в розницу или оплачивая услуги. Не всегда это видно невооруженным глазом, ведь НДС - подать косвенная; то есть в казну его перечисляют магазины, а сам налог «зашит» в цене покупки.

Чиновники предложили вернуть налог с продаж  | Иллюстрация Tatiana-Popova/shutterstock.com

Иллюстрация Tatiana-Popova/shutterstock.com

Навязчивый «продажник»

История с возможной налоговой реформой в 2019 году обросла слухами и домыслами. Сперва одни ведомства выносят на суд общественности идеи «перелопатить» налогообложение физических лиц, другие пытаются облегчить работу бизнеса, снизив НДС. Третьи полагают, что все эти меры опустошат казну, и вносят оригинальное предложение: ввести параллельно с НДС налог с розничных продаж.

Нечто подобное уже было в России сразу после развала СССР, но в 2003 году Конституционный суд отменил взимание двух косвенных налогов одновременно. К идее налога с продаж в нашей стране возвращались еще дважды: в 2012 и 2015 годах, но предложение так и осталось на бумаге.

Сейчас Минфин от инициативы ввести налог с продаж отказался, однако предложил нечто совершенно новое: привязать торговый сбор (так благозвучно окрестили продажную подать) к выручке предприятий. Сейчас подобный взимается с площади торгового зала и других натуральных показателей. Оказывается, именно для оценки потенциальных отчислений по налогу с продаж магазинам предписано установить онлайн-кассы. Через пару лет Минфин получит базу данных о розничной торговле и сможет научно обосновать введение новой подати.

О ставках налога с продаж чиновники говорят осторожно: в прессе была озвучена вилка 1 - 5%. Учитывая природу этой подати, которая де-факто станет накруткой к цене товаров, можно ожидать дополнительного роста инфляции в России в тех же пределах. Именно этого и опасаются чиновники, которым поручено удержать рост цен в рамках 4% в год.

Почему финансисты упорно держатся за продажный налог? Да хотя бы потому, что он прост, как пять копеек. Его размер легко установить, увеличив цены товаров, да и администрирование данной подати не станет сложным: налоговикам достаточно будет изучить кассовые ленты торговых точек. Совсем иное дело - высчитать точно, сколько завод или фабрика должны заплатить по налогу на прибыль. Придется и затраты проверить, и льготы применить.

С мыслью о муниципалах

В чьих же интересах может быть введен налог с продаж в России? Ответ прост, его не раз озвучивали чиновники федерального масштаба. Новая подать призвана залатать дыры в казне местной власти. Предполагается, что налог с продаж даст муниципалитетам даже больше, чем имущественные подати.

Вот только не всем округам и поселениям будет одинаково хорошо. В нашей стране есть достаточно много муниципалитетов, вообще не имеющих собственных источников поступлений. То есть ни одного куска от «налогового пирога» к ним не попадает. Речь идет, конечно, о системе местного самоуправления Петербурга и Москвы, где муниципалитеты финансируются из казны субъектов Федерации. Фактически, по смете. Да и список их полномочий вполне соответствует скромному пайку.

Быть может, налог с продаж поддержит местные органы власти большей части других, нестоличных, регионов. Например - Ленинградской области, районы которой имеют собственные источники доходов. Но аналитики не уверены и в этом. Так, по подсчетам экспертов газеты «Ведомости» (The Wall Street Journal), бенефициаром налога с продаж станут не райцентры, а... Москва! Да-да, именно в этом городе наибольший объем розничного рынка. По расчетам Института Гайдара, столица получила бы 15,6% всех сборов от налога с продаж.

Конечно, оставшиеся 84,4% доходов поддержали бы местную власть, но инфляция съела бы эффект от дополнительных поступлений. Подмечено: чем выше цены в магазинах, тем больше расценки у поставщиков и подрядчиков, оказывающих услуги предприятиям и государственным, муниципальным структурам. Впрочем, о конкретных суммах говорить преждевременно.

Фискальный дефект

И все же главный вопрос, интересующий и простых граждан, и предпринимателей: зачем вводить в России двойное налогообложение? Как мы уже неоднократно писали, НДС и налог с продаж - близнецы-братья, и одновременно взимать тот и другой противоправно.

Налог с розничных продаж - древнее изобретение. Во времена, когда податью облагались дымовые трубы в избах и крупный рогатый скот, «продажная подать» была явлением прогрессивным. Действительно, брать в казну надо не фиксированные суммы, а некую долю от текущего купеческого барыша.

Однако на рубеже XIX - XX веков подобный фискальный метод обнаружил свои недостатки. Если раньше ремесленник (он же торговец своими изделиями) делал все сам - и железо ковал, и доски обтесывал, то промышленная революция заставила его заняться, как теперь говорят, аутсорсингом - поручать часть работы другим или закупать на стороне готовые детали, элементы своего изделия.

И вот тут-то случилось страшное: работать мастеру или фабриканту стало легче, но налогов он начал платить больше. И вот почему: в цене полуфабриката, который заводчик покупал у подрядчика, уже был заложен налог с продаж. Потом этот же фабрикант накручивал «продажную подать» на всю стоимость своей продукции, включая приобретенные на стороне материалы. А с ним и уплаченный в казну налог с продаж. Возникло двойное налогообложение одного и того же товара, производство в конкретной стране становилось неконкурентоспособным.

Чтобы устранить этот фискальный дефект, французы придумали универсальный налог, учитывающий промежуточное потребление в процессе производства. Облагать податью стали не цену товара, а добавочную стоимость, которую предприниматель привнес в процессе выпуска того или иного изделия. Так появился налог на добавочную стоимость (НДС), который стал незаменимым при формировании общих рынков - например европейского.

С тех пор о налоге с розничных продаж в Старом Свете забыли, его пока используют только американцы. В США эта подать действительно наполняет бюджеты муниципалитетов. Впрочем, размеры розничного рынка отдельно взятых штатов и графств пока несоизмеримы с аналогами в российских городах и муниципальных районах. Поэтому вряд ли «продажная подать» наполнит их казну, а вот снизить конкурентоспособность предприятий и задрать цены на продукты и промтовары может вполне.

Статья опубликована в номере газеты «Санкт-Петербургские ведомости» от 31.03.2017 под заголовком «Подать набивает цену».

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Комментарии