Бумага наша, спецэффекты ваши
В Гатчинском районе Ленинградской области вышла на полную мощность первая линия одной из самых современных в России фабрик по выпуску обоев. Объем производства позволит занять до 15% российского рынка, что в натуральном выражении составляет 320 тысяч рулонов в месяц. Об особенностях и перспективах развития обойного производства в России корреспонденту «СПб ведомостей» рассказал президент компании «Артекс» Александр СЕЛЕНКИН.
Европейский дизайн обоев подвергается жесткой ревизии петербургских мастеров. Вот эти обои должны понравиться нашим подросткам. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
- Александр Геннадьевич, на чем основано ваше решение построить обойную фабрику?
- В первую очередь нас подтолкнула политика импортозамещения. В 2014 году мы приняли решение о строительстве фабрики. Уже через год купили в Гатчинском районе земельный участок площадью 5 га и получили разрешение на строительство. А в ноябре 2016-го мы произвели первые обои. На данный момент возможности фабрики позволяют выпускать обои под покраску, обои с покрытием вспененного винила и обои горячего тиснения. Сейчас мы в ассортиментном портфеле имеем уже 17 коллекций, а до конца года сформируем где-то 35.
- Это потому, что обойная тематика не стала для вас открытием?
- До строительства фабрики мы более десяти лет занимались продажей обоев, сотрудничая практически со всеми ведущими фабриками Западной Европы, Азии и стран СНГ. При этом не просто закупали те или иные обои, а принимали полноценное участие в создании продукции, особенно в части разработки вариантов дизайна, адаптированных для российского рынка. До недавнего времени около 80% рисунков обоев, которые поступали на отечественный рынок, делались при непосредственном участии наших специалистов.
- И во что вам обошлось новое производство?
- Инвестиционный портфель проекта, включающий три линии, составляет около трех миллиардов рублей, 700 миллионов из которых - собственные средства. Из заемных средств 70% - кредит коммерческого банка. В марте этого года компания получила дополнительное финансирование на 300 млн рублей от Фонда развития промышленности. Кроме того, предприятие участвует в программе субсидирования процентных ставок от Министерства промышленности и торговли РФ. Срок окупаемости производства составляет 6 - 7 лет.
- На каком этапе находится проект?
- Производственный комплекс рассчитан на шесть современных линий. На данный момент запущена первая очередь фабрики. Этим летом мы получим оборудование для второй линии, осенью - для третьей. Это значит, что уже в следующем году наше производство будет состоять из трех линий. Мощность каждой - до 4 млн еврорулонов обоев в год.
В следующем году мы планируем произвести 10 - 12 миллионов рулонов. К этому времени уже будут построены собственные склады сырья и готовой продукции. Даже с такими показателями мы сможем выйти на третью позицию по объемам выпуска обоев в России. При максимальной загрузке шести линий общий объем производства составит 24 млн еврорулонов в год.
Пока процесс идет по плану и даже с некоторым опережением. Единственный нерешенный на сегодняшний день вопрос - дефицит энергомощностей в Гатчинском районе. Поэтому мы вынуждены работать на газогенераторе. Чтобы увеличить мощность второй линии, будем ставить еще один. Надеемся, что в следующем году в Гатчине запустят электростанцию на быстрых нейтронах. Тогда наши «электрические» вопросы снимутся сами собой.
- С какими отечественными фабриками вам придется делить рынок?
- Из отечественных фабрик по производству обоев выделяется «Палитра» из Балашихи (26 миллионов рулонов в год) и немецкое предприятие «Эрисманн» (19 млн рулонов в год), также расположенное в Московской области. Хорошо зарекомендовала себя на рынке фабрика «Маякпринт» из Пензы. Есть обойные фабрики в Новосибирске, Нижегородской области, Калининграде.
- Как вы можете оценить уровень отечественных предприятий, специализирующихся на отделочных материалах?
- Как это ни странно, большинство российских предприятий по выпуску обоев намного современнее зарубежных аналогов. К примеру, у нас работает одна из самых технически совершенных линий известного немецкого производителя. А вот на европейских фабриках нередко встречаются линии 5 - 7-, а то и 15-летней давности. Поэтому в сегменте отделочных материалов практически во всех товарных группах российские производители укрепляют свои позиции. И если совсем недавно отечественное производство обоев не могло конкурировать по качеству с немецким, то сегодня в некоторых случаях наши обои превосходят немецкие аналоги.
- Не секрет, что российского оборудования для производства обоев нет, а как обстановка с необходимым сырьем?
- Если говорить о бумаге, то она чаще всего российского производства. А вот флизелин и винил, а также краски и «спецэффекты» - импортные. Отсутствие у нас полноценной сырьевой базы объясняется тем, что в стране долгое время не было собственного обойного производства. Специфика нашего рынка такова, что сначала местный производитель налаживает изготовление готового продукта и, только после того как увидит положительный результат, начинает задумываться о производстве сырья. Причина в том, что организация производства сырья требует гораздо больших инвестиций, чем выпуск самих обоев.
Несмотря на это, в последние три года наши производители обоев наращивают обороты, и в прошлом году Россия произвела 107 миллионов рулонов. При таком объеме есть смысл задуматься и о собственных сырьевых предприятиях. В России пока только один производитель флизелина - краснокамская фабрика «Гознака». Но в этом направлении активно работает российско-германское предприятие «Маяк-Техноцелл» в Пензе. Российско-бельгийская фабрика «РусВинил» в Нижегородской области со следующего года также начнет выпускать обойный винил.
- Из каких стран в Петербург везут обои?
- Сейчас на отечественном рынке по объему продаж лидируют три страны - Россия, Украина и Германия. Несмотря на то что россияне очень любят европейские обои (особенно итальянские), в последнее время их доля на нашем рынке значительно сократилась из-за высокой стоимости. В первом полугодии 2016 года объемы импорта снизились более чем на 5 млн рулонов. В ближайшей перспективе, по нашим прогнозам, доля всех западноевропейских обоев на российском рынке не превысит 15%. Еще одна примета времени - постепенно с нашего рынка уходят украинские обои.
- Почему вы не назвали Китай одним из ключевых поставщиков обоев?
- Потому что в наших магазинах обоев из КНР не больше 2%, да и то за счет покупателей Дальнего Востока и Сибири. Обои китайского производства отличаются низким качеством и по многим параметрам уступают корейским и японским.
- Какие обои пользуются спросом у российских потребителей?
- Потребительский рынок обоев в России - самый большой в мире. На втором месте азиатские страны и только потом - Евросоюз. В отличие от других строительных и отделочных материалов, продажи которых в 2014 - 2015 гг. сократились на 30 - 40%, рынок обоев снизился всего на 12%. А в 2016 году был зафиксирован рост продаж обоев на 3%. За прошлый год продано 160 млн рулонов, из которых 20 млн - бумажные обои экономкласса, а 140 миллионов - популярные флизелиновые обои. В тройку самых популярных в России дизайнерских направлений вошли классика, флористика и геометрия. По прогнозам экспертов, российский потребительский рынок обоев в ближайшие несколько лет должен вырасти до 200 млн рулонов в год.
- Что изменится в технологии производства обоев в обозримом будущем?
- Последний тренд в развитии отделочных материалов - цифровая печать. Но если в производстве ламината и плитки она уже применяется, то для обойного производства пока такой машины не существует, и в ближайшие пять лет она вряд ли появится.
Комментарии