Боевая приемка «квадратов»
Человек купил квартиру в строящемся доме, дождался заветного момента получения ключей. Чаще всего это случается в канун и после Нового года. И вот новосела приглашают на осмотр жилплощади, и наш герой с ужасом замечает множество трещин в стенах, неряшливо установленную сантехнику и кучу других недостатков квартиры. Особенно это заметно, когда договором предусматривается квартира с отделкой. Возможно, массовый характер таких претензий (а не только желание сэкономить, поработав своими руками) и сдерживают продажи квартир «под ключ». Впрочем, почти все дольщики подписывают акты приемки долгожданной квартиры, догадываясь при этом, что закон дает возможность отстаивать свои права.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Мелкие неприятности
Вице-президент Санкт-Петербургского союза строительных компаний «Союзпетрострой» Лев Каплан считает, что первопричина плохого качества - отсутствие настоящей конкуренции. «У покупателей нет достойного выбора. Например, много нареканий к домам в «Северной долине» от «Главстроя СПб», но люди покупают их», - заметил он. Понятно почему - цена привлекательная. Впрочем, претензии есть к подавляющему большинству застройщиков в экономклассе. Взять хотя бы рассказы наших читателей.
Дольщик «ЛенСецСМУ» (квартира на Загребском бульваре, 9) Александр Крутяков: «Принимать квартиру меня пригласили в сентябре 2010 года. Недостатки были очевидны: линолеум просто лежал на полу, он был толком не закреплен и даже не подогнан. На сантехнике обнаружились следы ржавчины, то ли хранилась плохо, то ли вторичное использование. Потолки были плохо окрашены. Я указал в акте претензии. Застройщик начал устранять недостатки, делал он это медленно, не сильно старясь.
Все претензии устранены не были, но в январе 2011 года квартиру я принял, сам решил ремонт доделать. Меня поджимали семейные обстоятельства, квартира была нужна для жизни. Судиться по поводу недостатков возможности не было. Цену квартиры на стоимость ремонта (точнее - доделки), который пришлось делать сразу же, мне компания не снизила, а вот коммунальные платежи за период, когда шла доделка, меня принудили внести».
Другой наш читатель заключил договор с подразделением крупного холдинга. Наталья (просила не указывать фамилию), дольщица компании «БалтСтройКомплект» (дом в Кировске, Ленобласть): «Я покупала квартиру с отделкой, но, поскольку у меня экономкласс, понимала, что не все будет идеально. Существенных недостатков не было; обнаружились те, что считаются небольшими: электроплита не работала, не был прокрашен потолок и еще многое.
В первый раз я написала акт о недостатках, через месяц на повторном осмотре увидела, что ничего особо не изменилось. И решила, что лучше подписать акт и получить ключи на квартиру, ведь планировала купить встраиваемую кухонную технику на свой вкус. Заселившись в квартиру, я заметила, что плохо открывалась балконная дверь, но потом управляющая компания вызвала оконную фирму, и мне все быстро отрегулировали. А вот соседи с аналогичной балконной проблемой месяцами ждали мастеров».
Наталья, кстати, в конце концов начала судиться и выиграла процесс. Но не из-за этих мелких недостатков, просто застройщик объявил балкон в квартире лоджией (квадратный метр лоджии дороже).
Советы бывалых
Заместитель председателя комиссии по недвижимости Общества потребителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области Олег Островский дает советы, как правильно принимать жилье.
Во-первых, надо убедиться, что здание сдано и застройщиком получено разрешение на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию. О необходимости приемки квартиры застройщик обязан письменно уведомить участника долевого строительства. Дольщик должен приступить к приемке квартиры в течение семи рабочих дней со дня получения этого уведомления (если иной срок не установлен в договоре).
Во-вторых, помните, что, подписав акт о приеме-передаче квартиры, вы удостоверяете выполнение застройщиком всех его обязательств по договору. После этого на дольщика возлагаются обязанности по сохранности и содержанию квартиры. Акт является одним из документов, необходимых вам в дальнейшем для оформления права собственности на квартиру.
В-третьих, если при приемке квартиры вы обнаружили недостатки, то не нужно подписывать сразу передаточный акт. Составьте совместно с представителем застройщика акт осмотра с указанием выявленных при приемке недостатков и сроков их устранения (в 2 экземплярах).
Если уполномоченное лицо отказывается подписать акт осмотра, направьте в адрес застройщика заказным письмом с уведомлением заявление-претензию с приложением составленного вами акта осмотра. После сообщения застройщика об устранении недостатков лично в этом убедитесь и только затем подписывайте передаточный акт. Имейте в виду, что кроме безвозмездного устранения недостатков в разумный срок участник долевого строительства вправе потребовать от застройщика соразмерного уменьшения цены договора или возмещения своих расходов на устранение недостатков.
В-четвертых, если претензии к качеству существенные или застройщик не устранил их в разумный срок, дольщик в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора и потребовать от застройщика возврата денежных средств и уплаты процентов за пользование денежными средствами, уплаченными за квартиру.
Расторжение договора, по мнению Олега Островского, крайний вариант. Скорее всего, решение суда будет в вашу пользу, а вот с получением денег от застройщика могут возникнуть проблемы. Если застройщик обанкротится, то вы останетесь и без квартиры, и без денег. Но даже если со строительной компанией все в порядке, то за время судебного процесса жилье может подорожать. Вообще если застройщик проблемный, то надо стараться как можно быстрее оформлять права собственности на квартиру.
«Если у вас возникла жизненная ситуация, требующая максимально быстро принять квартиру и переехать в новый дом, целесообразно подписать акт, самому устранить недостатки, правильно оформить связанные с этим затраты и впоследствии пытаться получить за это деньги с застройщика. Не забывайте о необходимости проведения независимой строительной экспертизы и составления сметы на устранение недостатков», - делает вывод Островский.
Игра в рулетку
Закон дает право дольщикам требовать неустойку с застройщика, если момент передачи квартиры задерживается. Поэтому застройщики заинтересованы передать квартиру в установленный срок. Отдельные из них предлагают дольщикам подписать передаточный акт, обещая устранить недостатки потом. Не совсем добросовестные при этом ссылаются на нормы закона, позволяющие им подписывать передаточный акт в одностороннем порядке в случае отказа участника долевого строительства. 214-м федеральным законом (о долевом строительстве) четко предусмотрено право дольщика требовать акт о недостатках.
Помните, как наши читатели признавали, что принимали квартиры от своеобразной безысходности: если акт не подписан, то ключи не получить. И дело не в страхе, что застройщик обанкротится. Если семья снимает жилье, то стоимость аренды может быть больше, чем цена самостоятельного устранения недоделок. Даже если дольщики петербуржцы, ютиться с родными лишние месяцы психологически тяжело.
Но прием квартир не мешает судиться из-за их качества. Рекомендуется принять помещение с фиксацией недостатков. Важно, чтобы при фиксации недостатков они были учтены человеком, уполномоченным на это.
Если застройщик банкротится, но квартиру успели принять, то через суд дольщик вправе потребовать денежную компенсацию. Просить исправить недостатки застройщика по суду можно, но это нецелесообразно. В практике адвокатов бывают «неисполнимые» решения из-за того, что застройщик прекратил свое существование и исправлять недостатки уже некому. Но если взыскиваются денежные средства, то есть шанс «найти» в ходе ликвидации застройщика-банкрота хоть какие-то деньги на его счетах.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Юлиана ПОСНОВА, адвокат:
- Мы советуем клиентам сначала принимать помещение с недостатками и только потом - судиться. К сожалению, суды сейчас крайне загружены, в связи с чем такой суд может занять до полугода, все это время дольщик не сможет сделать ремонт или жить в квартире. Если недостатки не очень существенные (нет дыр в полу и в стенах, закрываются окна), то суд не возместит денежные средства за съем жилья.
Что касается «одностороннего приема», то, в соответствии с 214-ФЗ, застройщик вправе направить односторонний акт приема-передачи квартиры, в случае если дольщик не является по вызову. Поэтому мы всегда рекомендуем прийти, зафиксировать свое прибытие подписанием смотрового листа с указаниями недостатков.
Если недостатки настолько существенны, что квартиру принять невозможно, то надо написать заявление, зафиксировать, что дольщик приходил, остался недоволен, просит устранить недостатки и повторно вызвать по телефону не позже определенной даты.
Наталья РИБОС, юрист, специализирующаяся на недвижимости:
- На приемку квартиры лучше явиться вместе со специалистом. Как правило, все берут знакомых, но в Интернете уйма экспертных компаний предлагают подобную услугу. Лучше все-таки обратиться уже непосредственно к эксперту, профессионалу. Рекомендуется фиксировать процесс приема на видео, хотя бы на камеру мобильного телефона.
Заранее уточните, не возражает ли застройщик, чтобы дольщик прибыл на объект вместе с экспертом. Если возражает (а что скрывать, когда все в порядке?), то на приглашенное лицо можно оформить нотариальную доверенность. Тогда его обязаны будут пропустить. Свидетели могут подписать документ о претензиях. Необходимо составлять этот документ в двух экземплярах.
Сразу идти в суд не следует. Прежде чем обратиться туда, необходимо направить претензию застройщику, где подробно описать свои требования. Если до суда дольщик не обратился к застройщику, он не вправе будет требовать с него штраф. И, как правило, в договорах застройщик прописывает досудебный порядок решения спора.
Только при наличии досудебной претензии, отказа или неполучения ответа на нее можно идти в суд и требовать взыскать штраф за неудовлетворение требования дольщика по закону «О защите прав потребителей».
КСТАТИ
Что требовать от застройщика кроме устранения недостатков:
а) компенсировать стоимость расходов на экспертизу;
б) выплатить неустойку за каждый день неудовлетворения требования (согласно закону о защите прав потребителей);
в) выплатить штраф в размере 50% от стоимости удовлетворенных требований;
г) компенсацию морального ущерба, размер которого законом не ограничен.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 001 (5863) от 09.01.2017.
Комментарии