Банковская этажерка

Череда отзывов лицензий и санаций банков привлекает внимание общественности. Волнения и потери вкладчиков (по крайней мере тех, кто держал в лопнувших банках свыше 1,4 млн руб.) не лучший информационный фон. Агентство по страхованию вкладов (АСВ) выполняет обязательства, и люди, доверившие проблемным организациям меньшие суммы, получают свое сполна. Однако все чаще АСВ обращается за поддержкой государства.

Банковская этажерка  | Финансовая система России не может жить в отрыве от экономических проблем страны, а кредитные организации не в состоянии уйти от внимания Центробанка, закрывшись в некоем «административном футляре».<br>ФОТО Владимира СМИРНОВА/ТАСС

Финансовая система России не может жить в отрыве от экономических проблем страны, а кредитные организации не в состоянии уйти от внимания Центробанка, закрывшись в некоем «административном футляре».
ФОТО Владимира СМИРНОВА/ТАСС

Тихая перестройка

Сейчас в стране проходит тихая банковская реформа: разделение кредитных организаций на разряды. Принцип классификации, о котором рассказывала Эльвира Набиуллина на последнем Петербургском международном банковском конгрессе, понятен: значимые банки получают большие возможности, но будут и более строго контролироваться. Такова суть реформы нормативной.

Вторая перестройка - не объявленная, но уже вполне видимая - повышение роли банков с государственным участием в уставном капитале. Выступая на семинаре для журналистов в Петербурге, советник председателя Банка России Алексей Симановский объяснил, что одной из целей подобной трансформации является оздоровление банковской системы. Пути для этого - консолидированный надзор за всеми игроками финансового рынка, ограничение операций со связанными с банком (или его собственниками) лиц и их бизнеса, повышение ответственности профессионалов.

В этом году появился новый механизм санации проблемных банков. Речь идет о федеральном законе от 1.05.2017 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу).

Цели этого закона - сокращение расходов Банка России на санацию проблемных банков, повышение эффективности денежных трат, исключение зависимости санации от финансового состояния банка-инвестора. Последнее особенно актуально, ведь сценарий, когда банк-санатор не только не лечит проблемный банк, но и сам тонет под его проблемами, реализован в случае «спасения» банка «Траст» со стороны ФК «Открытие».

Согласно требованиям нового закона, уже созданы Фонд консолидации банковского сектора (ФКБС) и его управляющая компания (УК). Приобретенные Банком России активы проблемного банка - акции, имущество и требования по кредитам, депозитам и гарантиям - могут передаваться в доверительное управление УК фонда. По итогам санации акции и имущество банка могут быть выставлены ЦБ РФ на открытый аукцион.

Пропорции надзора

Еще одна важнейшая юридическая новелла - пропорциональное регулирование банковского сектора. Это как раз о неравных возможностях и неравном контроле со стороны Центробанка. Яркий пример - разрешение банку работать со средствами граждан. В начале экономических реформ для этого было достаточно банковской лицензии, но в 2003 году появился закон о системе АСВ. В наши дни членство в системе государственного страхования вкладов стало обязательным для всех, кто хотел привлекать текущие счета и депозиты физических лиц.

Вернемся к федеральному закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Основные его положения: разделение банковских лицензий на универсальную и базовую. Так, на 1 сентября текущего года в России функционируют 222 банка с капиталом до одного миллиарда рублей и 283 банка с капиталом свыше этой суммы. Расскажем подробнее о каждой из групп банков, согласно новой классификации ЦБ РФ (наименования групп условные).

Группа А, универсалы. Банки с универсальной лицензией, для получения которой и нужен капитал в один миллиард, обретают право проводить все банковские операции.

Группа Б, базовые. Банки с базовой лицензией (минимальный капитал 300 млн руб., без него нет никакой банковской лицензии) не смогут проводить операции с нерезидентами по размещению денежных средств, привлечению во вклады и размещению драгоценных металлов, а также выдаче банковских гарантий.

Такие кредитные организации не смогут заниматься лизингом, выдавать поручительства нерезидентам, а также открывать корреспондентские счета в иностранных банках. Исключение сделано только для открытия счета в иностранном банке с целью участия в иностранной платежной системе. Зато и контроль за базовыми банками менее строг - не требуется применение технически сложных международных стандартов, снижены требования по раскрытию информации.

Группа А+, значимые. Среди банков с универсальной лицензией появится своя элита - системно значимые кредитные организации. Для них предусмотрен еще более жесткий контроль за рисками и надбавки к капиталу.

На переходный период после вступления в силу закона с 1 июня - все банки признаются банками с универсальной лицензией независимо от размера капитала. Требования об установлении минимального размера капитала для банков-универсалов вступят в силу с 1 января 2018 года. Процедура увеличения капитала до 1 млрд руб. для банков, претендующих на статус универсальных, должна быть завершена к 1 января 2019 года.

Про конкуренцию забыли

Президент Ассоциации банков Северо-Запада Владимир Джикович признал, что конкуренция в банковском секторе постепенно снижается. Происходит огосударствление финансов, переток клиентов в крупные структуры. Кстати, бюджетные деньги уже сейчас можно размещать лишь в банках с госучастием или частных банках высшей категории - крупных и с соответствующим рейтингом.

«Например, тарифы на расчетно-кассовое обслуживание в банках с государственным участием выше, чем в крупных и надежных региональных коммерческих банках со стопроцентным частным уставным капиталом. Очевидно, что такие расценки - доплата за надежность», - сказал Джикович.

Банк России объективно оценил негативные последствия возможной монополизации рынка. Эльвира Набиуллина уже об этом высказалась, Федеральная антимонопольная служба также обратила внимание на данную проблему. Но пока все ограничилось полумерами. Например, стало известно, что после завершения процесса санации банк «Открытие» будет продан в частные руки.

По формальному критерию у нас в стране есть один госбанк - Банк России (он же Центральный банк). Остальные - коммерческие, в которых уставной капитал или его часть может принадлежать государству.

Инвестиционный аналитик международной брокерской компании Global FX Иван Карякин замечает, что, по данным Центробанка, у нас 934 зарегистрированные кредитные организации, из них действующих - 576 (в том числе 193 организации с генеральной лицензией).

«Много это или мало? Дело не в общем количестве, а в функциональных возможностях, - пояснил Карякин. - Десять мелких и средних банков имеют меньше возможностей и больше рисков, чем один крупный с развитой филиальной сетью. На наш взгляд, для России было бы достаточно 180 - 200 крупных кредитных организаций, из которых 30 - 40 очень больших, системообразующих. Примерно столько же должно быть специализированных, отраслевых и примерно 100 региональных банков».

Навечно в памяти моей...

Санация банковской системы, активно проводимая ЦБ РФ в последние годы, рано или поздно приведет к сокращению числа кредитных организаций. Несмотря на то что за последний год лицензия была отозвана у 358 организаций, общие показатели банковской сферы улучшились.

За последние пять лет совокупные активы этого сектора выросли с 41,6 трлн руб. (69% от ВВП России), до 80 трлн руб. (80% ВВП). Собственные средства банков увеличились с 5,2 триллиона до 9,4 трлн рублей. Вклады физических лиц выросли с 11,8 триллиона до 24,2 трлн руб.

«Рост показателей в банковской сфере очевиден. Концентрация и централизация в этой сфере не снижают конкуренцию, а выводят банковский сервис на новый уровень», - отметил Иван Карякин. Но, по его словам, надо понимать, что ужесточение требований к банкам поднимает цену ведения данного бизнеса.

«Если работа мегарегулятора окажется эффективной и в дальнейшем, то в перспективе на 5 - 10 лет наша банковская система будет прежде всего избавлена от неприятных сюрпризов. Отрасль станет не менее чем на 80% частной. Повысится эффективность и доступность банковского сервиса. Вырастет уровень автоматизации и защищенности услуг. И все это окажет позитивное влияние на экономику в целом», - резюмировал Карякин.

Ведущий аналитик дилерской группы на финансовых рынках ГК TeleTrade Марк Гойхман настроен менее оптимистично: «Концентрация у государства банковских активов создает угрозу деятельности в данной сфере. Доля госсектора неизменно возрастает. Из более чем 500 банков России в июле 2017 г. первые пять госбанков имели более 56% суммы активов всей системы. Это по нашим расчетам на основе данных ЦБ РФ».

После вхождения ЦБ через ФКБС в капитал ФК «Открытие» и Бинбанка доля государства в банковской системе превысила 61%. Здесь кроется опасность: ограничение конкуренции ухудшит работу денежного рынка. Кроме того, госбанки зачастую полагаются не на рыночные механизмы, а на государственную поддержку. Рейтинговое агентство Fitch указывает, что государство предоставило госбанкам финансовую поддержку в размере 2 трлн руб. со времени кризиса 2008 г. Такие патерналистские настроения банков, которых спасают «любой ценой», завышают издержки в системе и снижают ее эффективность, дестимулируют управление рисками. Причем официально у ЦБ РФ нет цели наращивать долю госбанков.

«Однако в условиях сужающегося рынка, падения рентабельности банковских операций крупные госбанки из-за нерыночной конкуренции устойчивее, и рост их удельного веса происходит как бы сам собой, - констатирует Гойхман. - Количество банков будет уменьшаться, тот же Fitch прогнозирует почти двукратное сокращение - до 300 кредитных организаций».

#банки #реформа классификация

Комментарии