Живой русский

«Правду говорить легко и приятно». Особенно если это правда о том, что счастье есть и его можно увидеть воочию. Достаточно включить телевизор в 20.30 на канале «Культура», где теперь идет интеллектуальное реалити-шоу «Живое слово».

Живой русский | ФОТО simone meskolini/shutterstock.com

ФОТО simone meskolini/shutterstock.com

Со слова «счастье» первая передача и началась. «Какое счастье видеть вас...» – сказал ведущий программы профессор Владимир Иванович Аннушкин собравшимся в студии молодым людям. И стал с ними знакомиться. Каждый из девяти представлялся и объяснял, что его сюда привело, почему стало необходимым изучать русский язык. У всех участников передачи – наших: учителя физики, редактора, предпринимателя, врача, музыканта, телеведущей и иностранцев: китаянки, венгра, африканки – словом, у всех нашлись свои резоны. Оказалось, что владеть языком нужно всем. И они начали учиться.

Все телеуроки строятся по одной схеме: ведущий читает фразу, известную, давно знакомую, которая неожиданно оказывается совсем не такой простой и понятной; все вместе пытаются в слова и смыслы вдуматься, осознать и прочувствовать сказанное; потом объясненную фразу записывают под диктовку, расставляя знаки препинания; потом в этих знаках разбираются; потом все ту же фразу записывают еще раз, теперь перьевыми ручками; и, наконец, все вместе – учитель и ученики – читают вслух только что разобранный текст.

В кажущейся простоте глубокий и важный замысел. Учитель-ведущий помогает своим ученикам-участникам, а заодно и нам, зрителям, вслушаться, вглядеться, вдуматься в каждое слово, обнаружить нуждающееся в объяснении.

«В белом плаще с кровавым подбоем шаркающей кавалерийской походкой...» Что такое подбой? Почему он кровавый? Как кровавый подбой сочетается с шаркающей походкой? Как вообще объясняется слово «шаркать»? В каких контекстах оно употребляется? А близкое «шаркнуть ножкой» – что значит, как выглядит?.

В каждом слове хрестоматийного текста Булгакова обнаруживается загадка, которую необходимо разгадать, чтобы понять и прочувствовать целое. Самое важное – научиться эти загадки обнаруживать, непонятные слова находить и объяснять. Нисан – это какой месяц? Поскольку сказано «весенний», значит, март, апрель или май. А все-таки – какой? Эту загадку участники передачи, и мы с ними вместе, должны отгадать сами, а для этого открыть словарь или комментарии к роману Булгакова. Как изящно дано задание... С каким замечательным посылом: «Вы должны быть любопытными». И тут же, не теряя темпа: слово «великий» с какой буквы надо писать – в этом тексте, а в других? Школьная полицейская орфография в этих уроках оказывается живой, определяется смыслом слова и фразы.

И знаки препинания, оказывается, бывают «психологическими» – пишущий человек ставит их, чтобы передать свое слышание, свое чувство. «Нормы и правила знай, но не будь их рабом». В этих словах учителя – идеология программы, смысл которой в освобождении живого языка от догм и «замыленности». Потому этот учитель рассказывает ученикам о споре с коллегой, явно любимым, по поводу постановки знаков в знаменитейшей пушкинской фразе: «Друзья мои, прекрасен наш союз!». Так что не случайно участники передачи поставили знаки по-разному. А как правильно? Как Пушкин их ставил? – Неизвестно. Пушкин, видите ли, был небрежен к знакам и зачастую доверял их ставить редакторам. Потому и по сей день в разных изданиях стоят разные знаки препинания. Препинание, запинка, остановка – они у каждого свои, а потому разные.

Как радуется этот учитель разности своих учеников... Как не случайно в третьей передаче, когда они работали – точнее, жили строфой Мандельштама: «Я не хочу средь юношей тепличных...», в самый вершинный момент, когда все вместе каллиграфически выписывали, выводили «в ритме сердца» эту строфу, вдруг на учительской доске, а вслед за тем и в ученических тетрадках пошло – Я Я Я... Я не хочу... Господи, как объяснить школьным учителям, и не только русского языка, важность этого Я, посягательством на которое лишается смысла, разрушается обучение. «Единоличник...» – размышляют в телевизионной студии молодые люди, не знавшие до передачи о поэзии и жизни Мандельштама – от «личность», «лицо», «лик». Через корень открывается слово, через слово – история. Что такое личность? И чем «единство» отличается от «одиночества»? Корень-то один...

«У меня, кажется, получается...» – говорит профессор, выводя на доске строки поэта. «Как мне интересно следить за вашими успехами...»

Как нам, зрителям, интересно следить за происходящим в студии, за поиском и открытиями, за расцветающими от передачи к передаче лицами, за сияющими глазами. Спасибо создателям цикла: они показали нам, какое это счастье – учить и учиться живому языку.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 106 (5479) от 16.06.2015.


Комментарии