Главная городская газета

Здесь вас стояло

1948
Последние материалы Культура

Русский признает мобильники

Русский музей намерен разрешить фотографирование на мобильные телефоны не только на постоянной экспозиции, но и на временных выставках. О чем его давно просят посетители. Читать полностью

Набор во дворец

Как мы уже сообщали, сегодня начинается запись в кружки и секции Дворца творчества юных. На 100 направлений будут приняты 4 тысячи человек. Чтобы всем было комфортно, акция состоится в концертом зале «Карнавал». Читать полностью

Сегодня художник – выдумщик

Семен МИХАЙЛОВСКИЙ недавно стал председателем экспертного совета Московской биеннале. Журналист Вадим МИХАЙЛОВ беседовал с ним о традициях и новизне, интересах публики и роли государства в поддержке искусства. Читать полностью
Здесь вас стояло | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Эрмитаж подготовил новую систему продажи билетов через Интернет и намерен к началу летнего сезона организовать для их обладателей специальный вход в музей. О том, какие проблемы очереди за билетами в пик туристического сезона можно решить, а какие останутся надолго, наша газета разбиралась вместе с Александром Галкиным, советником генерального директора музея, и Алексеем Григорьевым, начальником сектора компьютерной техники.

Штрихкод – быстрый вход

В марте 2016 года в Эрмитаже должна быть запущена интернет-продажа билетов со штрихкодами. На сегодня в Интернете можно купить только ваучер, который не позволяет сразу попасть в музей. Ваучер надо обменять на бумажный билет со штрихом в специальном киоске. Новогодние праздники показали, что у этих киосков образуются свои очереди. Поэтому технические службы завершают подготовку к интернет-продажам билетов со штрихом. Это позволит обладателям таких билетов не искать киоски, миновать кассы и очереди.

К летнему сезону Эрмитаж обещает открыть для всеобщего доступа Шуваловский проезд. Он проходит вдоль здания Малого Эрмитажа и создаст давно обещанную пешеходную зону от Дворцовой площади до Дворцовой набережной. Еще при проектировании этой пешеходной зоны была предусмотрена возможность создания в здании Малого Эрмитажа нового входа в музей. Именно там готовится специальная входная зона для обладателей интернет-билетов со штрихкодом. Тогда им не придется бегать вдоль обычной очереди, разыскивая способ побыстрее попасть в музей.

Пока на интернет-билетах указывается только день визита без точного времени. Это удобно, поскольку не привязывает посетителей к конкретному часу. Музей исходит из предположения, что большинство посетителей захотят прийти утром, в первые часы работы Эрмитажа, когда в залах еще не слишком много народа. Но это идеальная ситуация, а может сложиться так, что к моменту прихода посетителей с электронными билетами музей будет переполнен. И что тогда?

Ответ такой: если продажа билетов через Интернет станет популярной, придется устанавливать на них точное время прохода в музей. Например, с проходом в 10.30 продаются 800 электронных билетов, в 11.00 – 500 и т. д.

Музей думает над тем, возможно ли в пик туристического сезона ввести посещение по сеансам, на определенное время. Идея выглядит странно: выгонять публику из огромного музейного комплекса с огромными экспозициями. Но другие посетители томятся в очереди на жаре или под дождем. О них тоже надо думать...

Здесь возможно много вариантов, например, ограничить время посещения самых востребованных залов. Полезный опыт существует в испанской Альгамбре. Дворец Насридов можно посетить только по сеансам, указанным на билете. В остальные постройки попасть либо в первой, либо во второй половине дня. Некоторые сады Альгамбры доступны в течение всего времени работы музейного комплекса.

Безопасность человека – безопасность кошелька

В пик туристического сезона для попадания в Эрмитаж существуют две неустранимые проблемы. Одна объективная и связана с требованиями противопожарной безопасности. Здания эрмитажного комплекса на Дворцовой набережной, по нормам эвакуации, должны быть покинуты посетителями за 6,5 минуты. Это означает, что в музейных помещениях не должны находиться одновременно более 6,5 тысячи человек, предельно допустимое количество – 7 тысяч. Не забудем, что в это число входят еще и туристы с круизных судов, а также другие организованные группы, предварительно заказавшие посещение Эрмитажа.

Сейчас количество людей, одновременно находящихся в музее, определяется по проданным билетам. Придет время, и залы оборудуют собственными счетчиками посетителей, для каждого помещения будет свой лимит. Точная информация об общем количестве посетителей будет суммироваться на одном компьютере.

Все это означает, что стоящие в очереди в кассы должны быть психологически готовы к тому, что служба безопасности музея может приостановить продажу билетов до тех пор, пока число зрителей не упадет ниже «красной» семитысячной черты.

Другая проблема связана с так называемым человеческим фактором. Понятно, что кто-то изначально готов купить билет дороже, только чтобы не томиться в очереди. Другой, поняв, что очередь двигается медленно и теряется драгоценное время, также согласится на дополнительные расходы. Спрос немедленно порождает предложение: спекулянты, купив билеты утром, когда нет больших очередей, по 400, а то и по 600 рублей, предложат их туристам за 800, тысячу и далее в зависимости от своей наглости. Эрмитаж пытается бороться с перекупщиками на собственной территории, то есть в Большом дворе Зимнего дворца. Но за красивой решеткой начинается городская территория, к каждой подозрительной личности не приставишь полицейского.

Мы за ценой постоим?

Напомним, что билет в Эрмитаж через Интернет продается только за полную стоимость – 600 рублей. Если быть совсем точным, то в Сети он стоит 580. А что делать тем, кто не стал покупать билет заранее? И увидел очередь, которая выросла за пределы Большого двора Зимнего дворца, откуда можно пройти к кассам?

Существует две стратегии поведения. Первая – купить билет за 600 рублей. Летом Эрмитаж обещает расставить своих администраторов не только во дворе, но и на подходах к нему на Дворцовой площади. В обязанности этих администраторов входит «проводка» желающих купить 600-рублевые билеты к одному из восьми билетных терминалов, расположенных во дворе. Родителей с такими билетами обещают проводить к кассе внутри Зимнего дворца, где они смогут быстро получить бесплатные билеты на детей. Но детей может быть не больше двух на одну семью. Летом для обладателей полных билетов дополнительно откроется Салтыковский подъезд.

Вторая стратегия, существующая для российских граждан, – купить льготный билет за 400 рублей. Но тогда стоянию в очереди нет альтернатив. В той же очереди придется ждать тем, кто имеет право на получение бесплатного билета, например, студентам и пенсионерам РФ. Проход в Эрмитаж без всякой очереди предоставляется только ветеранам войны, блокадникам, людям с ограниченными возможностями, которые передвигаются на колясках.

Музей считает, что со временем существование двух видов билетов – по 400 и 600 рублей – позволит регулировать очередь, разделив ее на два сопоставимых по размерам потока.

Наверное, это не произойдет в ближайшие время. Экономический кризис заставил людей считать каждую копейку. А также больше ходить в классические музеи, чем в заметно более дорогие и менее предсказуемые кино- и драматические театры.

Значит, рост очередей неизбежен. Согласимся с позицией руководства Эрмитажа: очередь в музей – свидетельство здоровья нации, ее интереса к Культуре с большой буквы. Но тогда музей обязан сделать все возможное, чтобы помочь людям, стоящим в кассу. Активнее должны работать с очередью музейные администраторы. Там нужны люди, умеющие терпеливо слушать, отвечать на любые вопросы, элементарно успокаивать.

Несколько лет назад мне довелось 1 мая оказаться в Турине. Был, как и в России, праздничный день, поэтому ближе к вечеру около главной городской достопримечательности – Башни Антонелли собралась большая толпа, чтобы подняться на ее смотровую площадку. Хвост очереди, в котором я оказался, явно нервничал, не зная, на что надеяться.

И тут появилась милая дама-администратор, похожая на вузовского преподавателя, прошла вдоль очереди и объяснила на итальянском и английском, сколько времени еще ждать. Сначала я услышал строгое «минимум два часа» и тут же ободряющее «но до закрытия башни успеете». Две компании, которые стояли рядом, оставили дежурных и отправились в соседнее кафе. Дама выходила «к толпе» каждые 20 минут, терпеливо все объясняя и отвечая на одни и те же вопросы. Иногда от одних и тех же людей. Вскоре я услышал оптимистичное – «вам осталось ждать всего час». И время пролетело незаметно.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

0077