Выйти на нужный уровень

В немецком городе Мюнстере открылась одна из самых необычных периодических выставок современного искусства. Она называется «Скульптурный проект Мюнстера», показывает произведения в общественных пространствах и организуется один раз в десять лет. В те годы, которые заканчиваются на цифру 7.

 Выйти на нужный уровень | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

История «Проекта» началась в 1977 году, нынешний, пятый, можно смело считать юбилеем. Сорок лет назад американский художник Джордж Рики подарил городу кинетическую скульптуру из металла «Три вращающихся квадрата». Жители встретили ее резкой критикой, и тогда сотрудники местного Вестфальского музея искусства и культуры создали «Проект» для показа современных произведений в городском пространстве. Арт-директором фестиваля стал и поныне является Каспер Кениг, куратор петербургской «Манифесты 10».

Важным новшеством стало то, что лучшие работы остаются на улицах и в парках. Это может быть неприметная каменная скамья, как у Дженни Хольцер, или огромный бетонный «почтовый конверт», как у Брюса Наумана. Иногда остаются практичные объекты - детская площадка или автобусная остановка. Постепенно Мюнстер превратился в музей под открытым небом с 40 произведениями. Миру город известен именно своим «Проектом», жители с удовольствием показывают туристам объекты, объясняют, как пройти от одного к другому.

Одним из лучших произведений за все годы стал объект Ильи Кабакова «Глядя вверх, читая слова...», установленный в 1997 году. Издали он похож на большую антенну. Но если лечь под нее на траву, то паутина из проволоки сложится в слова на русском и немецком языках: «Мой дорогой! Когда ты лежишь в траве, запрокинув голову, и вокруг тебя никого нет, ты слышишь только ветер и глядишь в открытое небо - в синеву, где плывут облака, - быть может, это лучшее, что ты делал и видел в своей жизни».

В «Проекте» 2017 года участвуют 36 авторов. Как и 10 лет назад, собственно скульптура продолжает отходить на второй план, уступая все больше места видео, перформансам, дискуссиям. Причем часто в пространствах музея, магазина, то есть в местах с ограниченным доступом. Кураторы Бритта Петерс и Марианна Вагнер считают, что это лучший способ установить диалог между искусством и обществом, обсудить с публикой, какой может быть скульптура в эпоху Интернета.

Возможно, это и так, но предположу и другую причину. Очень сложно художникам конкурировать с тем, что установлено в Мюнстере за предыдущие годы. От нынешнего проекта постоянную прописку в этом городе получат два-три объекта, вряд ли больше.

Назову своих кандидатов. Николь Айзенман создала «Эскиз для фонтана» в виде пяти больших фигур из бронзы и гипса, которые отдыхают у открытого бассейна. Здесь много отсылок к мировому искусству, начиная от изображений римских терм до Сезанна, Родена и Сигала. У единственной стоящей мужской фигуры самодовольного вида из плеча бьет тонкая аэрозольная струйка, пародируя мощные фонтанные комплексы прошлых веков. Автор не возражает, если публика, пришедшая в мюнстерский парк Променад, присоединится к бронзовым отдыхающим.

Джон Найт смонтировал свой почти трехметровый «Уровень» на внешней стене нового здания Вестфальского музея. Это увеличенная копия строительного инструмента, он показывает «ровно» во всех плоскостях. Но в этом и заключается вопрос художника: настоящее искусство - это попытка достигнуть равновесия или, наоборот, выйти из него?

#совренное искусство #периодическая выставка #Мюнстер

Комментарии