Выставка «Новая волна. Художественная фотография конца 1970‑х — начала 1990‑х годов» открылась в Петербурге
В Музейно-выставочном центре РОСФОТО работает выставка «Новая волна. Художественная фотография конца 1970‑х — начала 1990‑х годов» (6+). 150 авторских отпечатков 26 мастеров из восьми городов России, Белоруссии и Казахстана представляют мастеров, уловивших атмосферу своего времени.
Александр Слюсарев. Без названия (фрагмент). 1980 г./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
Как объяснил Игорь Лебедев, куратор проекта, главный хранитель РОСФОТО, на основе коллекции центра он стремился показать, как фотография из репортажной иллюстрации для массовых журналов снова трансформировалась в искусство. Снова, потому что именно так было в 1920 – 1930‑е годы, когда Александр Родченко и другие художники принесли в фотографию достижения русского авангарда и советского конструктивизма.
Примерно через полвека появились авторы, воспринимающие фотографию не как документ, а как творческое высказывание, работая сериями, проектами и т. д. Художественная съемка начала привлекать значительное внимание публики, которое не ослабевает и сегодня. Нынешние большие выставки и фестивали отечественной фотографии были бы невозможны без достижений того времени. Интерес к тем работам сохраняется, несмотря на мощный напор «глянца» с одной стороны, и массовой «мобилографии» — с другой.
«Новая волна» получилась разнообразной. Завораживают пейзажи Сергея Свешникова с покосившимися заборами, освещенными солнцем. Едыге Ниязов создал серию портретов ленинградских рок-музыкантов, мальчишек, которые изо всех сил стараются быть серьезными, преисполненными чувством важности собственной миссии. И как бы вдруг среди них оказывается Борис Кошелохов, художник намного старше, который уже может позволить себе самоиронию. Простые жесткие фотографии Сергея Чиликова, как он сам говорил, «про жизнь» в провинции контрастируют с изысканной серией «Розовый дым» Сергея Осьмачкина, снимающего композиции, созданные из обрезков фотографий прежних и современных красавиц.
На вернисаж заглянул один из его участников — Андрей Чежин. Он вспоминал, как была создана серия «96 портретов». Узнав, что знаменитый Ричард Аведон сделал серию из 752 портретов простых американцев, Чежин, работавший фотографом в домостроительном комбинате, стал снимать сотрудников на одном и том же фоне из белого листа бумаги. Потом к ним добавились друзья автора и случайные модели. Так появился коллективный портрет людей в 1990 году.
Вершина выставки — снимки Александра Слюсарева. Куратор разместил их по одному в каждом из пяти залов. Фото без названия относится к 1980 году. Интересно, что ловил этот персонаж в тихих водах Москва-реки на фоне эпичных Ленинских гор?
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 138 (7467) от 28.07.2023 под заголовком «Волны фотографии».
Комментарии