Встреча с Алисой в стране селфи

В огромной чайной чашке из податливого пластика нет ни капли воды, только большая ложка. Рядом на блюдце - три «куба» сахара из пенопласта. Ребенок может залезть в чашку и приготовиться слушать и смотреть самую популярную в мире сказку для детей и взрослых, переведенную на 130 языков.

Встреча с Алисой в стране селфи | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Так начинается выставка «Алиса в Стране чудес». Она открылась в новом выставочном пространстве «Атриум» (Невский пр., 25) и посвящена 150-летию со времени выхода первого издания сказки математика и писателя Чарлза Лютвиджа Доджсона. Он известен нам под псевдонимом Льюис Кэрролл.

Увидев чашку, читатели сразу вспомнят про безумное чаепитие, когда Алиса удивлялась, почему Мартовский заяц и Шляпник сидят на самом краю большого обильного стола и предлагают девочке то, чего на нем нет.

Кто не слышал про Кэрролла, здесь узнают, что произошло 4 июля 1862 года. В тот летний день Доджсон и три сестры, одну звали Алиса Лидделл, катались на лодке по Темзе в окрестностях Оксфорда, где преподавал математик. Чтобы развлечь спутниц, он стал на ходу сочинять сказку. Потом по просьбе Алисы перенес ее на бумагу.

Автор идеи и куратор выставки Мария Милютина вместе с дизайнерами Татьяной Спасоломской и Верой Курицыной перемешали реальность и вымысел. В одном ряду - велосипед Викторианской эпохи с большим передним колесом. На таком мог кататься Доджсон. Здесь же репродукции церковных витражей, созданных художником Джеффри Веббом в 1935 году по мотивам сказки, и репродукции иллюстраций Сальвадора Дали. Как любит говорить Алиса, что толку в книжке, если в ней нет ни картинок, ни разговоров. В другом ряду - бабочка-вертолет и персонаж сказки - Синяя гусеница, важно сидящая на грибе. Каждый кусочек гриба уменьшает или увеличивает рост Алисы.

В детской комнате можно на себе испытать, что чувствовала Алиса, поев грибов. Для этого надо залезть сначала в крошечный домик Белого кролика, а потом поработать с огромным «лего». Появится и сам кролик, но без часов и вечного страха опоздать к Герцогине, а в виде «высокотехнологичного робота телеприсутствия R-Bot», который отвечает на вопросы публики.

Пока дети общаются с роботом, взрослые могут посмотреть, как бытовала сказка в России. Первый, анонимный, перевод - «Соня в стране дива» был опубликован в 1879 году и успеха не имел. Позже было много попыток, в том числе у Владимира Набокова. Каноническим остается текст филолога и переводчика Нины Демуровой, изданный ровно полвека назад, это еще один красивый юбилей. Настоящая русская алисомания началась в середине 1970-х годов после выхода альбома из двух пластинок со стихами и песнями Владимира Высоцкого.

Специально для выставки художник Анастасия Захарова создала книгу-игру с полным текстом и панно-иллюстрацией, а скульптор Денис Петров - «попытку бюста Кэрролла».

Для желающих остаться в сказке авторы выставки предлагают посмотреть в большой калейдоскоп, они вошли в моду в те же времена, когда Кэрролл сочинил «Алису». Замечательно спародирована современная мода на селфи - любой может залезть в зеркальную трубу-капсулу и сделать снимок себя в виде калейдоскопического набора разноцветных фрагментов.

Для серьезных алисоманов в видеозале крутятся два фильма: анимация Уолта Диснея 1951 года и игровое кино Тима Бертона 2010 года. Самым дотошным предназначен 22-минутный слайд-фильм со всеми иллюстрациями художника Джона Тенниела к первому изданию «Алисы».

Завершается путешествие общей встречей с улыбкой Чеширского кота. Она возникает над сидящей в лодке королевой, которая превратилась в смиренную Белую овцу.

Выставка работает по 22 марта 2017 года. По ней можно путешествовать как самостоятельно, так и с экскурсией. По выходным в залах появляются живые персонажи сказки. Если вы сами не найдете объяснения, почему поездка в Россию была единственным заграничным путешествием Кэрролла, спросите у них.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 003 (5865) от 11.01.2017.


Комментарии