Волна # 9 на вынос

Вчера в Академическом зале Михайловского дворца Русского музея снимали со стены картину «Девятый вал» Айвазовского. В числе тридцати трех работ художника она отправляется в Москву.

Волна # 9 на вынос | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

По вторникам музей выходной, в этот день чужие здесь не ходят. Только в зале перед «Девятым валом» многолюдно – телекамеры, фотовспышки.

Бригада рабочих действует слаженно и быстро. Один на вышке поднимается под потолок, фиксирует огромное полотно надежными тросами. Картина вздрагивает, отходит от стены, медленно ползет вниз, где ее бережно принимают и опускают на пол несколько пар рук.

Несмотря на огромный размер – больше двух метров в высоту и трех в длину, «Девятый вал» повезут не на валу, а на опорных щитах, закрепленных в контейнере внутри специального фургона. Это убережет полотно от случайных повреждений и позволит избежать резких перепадов температуры и влажности во время транспортировки. Важная деталь: на выставке в Москве картина предстанет в «родной» роскошной резной золоченой раме. Для перевозки ее придется разобрать.

К слову сказать, «Девятый вал» уже много путешествовал, картину видели в Японии, где «Волна # 9» (так ее назвали японцы) имела оглушительный успех, в Австрии, на Южном Урале... Зрителей завораживало полотно, название для которого автор взял из народного поверья о том, что в ритме волн одна выделяется размерами и мощью. Древние греки считали гибельной третью, римляне – десятую. Для других мореплавателей сокрушительным был девятый вал. О том, зачем пришлось еще раз потревожить самую известную картину знаменитого мариниста, рассказал заведующий отделом живописи XVIII – XIX вв. Русского музея Григорий Голдовский.

В следующем году исполнится 200 лет со дня рождения художника-мариниста, баталиста, коллекционера и мецената Ивана Айвазовского. Российские музеи готовятся достойно отметить дату и в какой-то степени восстановить репутацию живописца, пострадавшую из-за слишком большой популярности. Айвазовский полагал, что написал около шести тысяч произведений. По миру ходит гораздо больше картин, подписанных его именем. Ни одного художника не подделывали чаще. Появляющиеся на аукционах картины Айвазовского требуют самого тщательного исследования и экспертиз.

Что касается юбилейных выставок мариниста, специалисты музейного дела пророчат им большой успех. Третьяковская галерея выступила в первых рядах не случайно. Москвичи обладают коллекцией работ Айвазовского, но не самой представительной. Лучшие вещи сосредоточены в Петербурге – в Русском музее, музеях-заповедниках «Царское Село», «Петергоф», Центральном военно-морском музее. С июля по декабрь их и покажут в Третьяковской галерее.

Русский музей в 2000 году отмечал 100-летие со дня смерти художника. Тогда в Академических залах Михайловского дворца присутствовали не только картины, но и мундиры, модели кораблей...

Юбилейная выставка Айвазовского будет развернута в Корпусе Бенуа в декабре нынешнего года и продлится до весны. Как говорит Григорий Голдовский, предполагается, что она представит 120 произведений художника из разных музейных и частных собраний Москвы и Петербурга. Выставка будет сопровождаться встречами, балами, презентациями...

– Хочется верить, что снобистский взгляд на Айвазовского изменится, – говорит Григорий Голдовский.

«Девятый вал», «Волна», «Вид Константинополя при лунном освещении» и другие картины Айвазовского покинули Михайловский дворец. Но посетители музея не останутся разочарованными. Экспозицию дополнят уникальные эскизы росписей Исаакиевского собора, выполненные Карлом Брюлловым, а также религиозная живопись мастера.

В 1843 году Брюллову предложили принять участие в росписи Исаакиевского собора. К работе привлекли многих художников, среди них Ф. Бруни, В. Шебуев, Т. Нефф, но Брюллову достались самые ответственные участки – купол, фигуры четырех евангелистов в парусах, восьми апостолов в барабане, а также четыре эпизода «Страстей Христовых». Почти для всех оговоренных сюжетов художник выполнил эскизы и приступил к росписи центрального плафона «Богоматерь во славе в окружении святых».

Брюллов намеревался расписать собор в традиционной технике фрески, но Монферран настоял на масляной живописи, мотивируя это тем, что фреска не сможет противостоять сырому петербургскому климату. Время подтвердило правоту Брюллова – масляная роспись быстро пришла в негодность, и в начале XX века ее заменили мозаикой, созданной на основе брюлловских эскизов и сохранившихся фрагментов. Четыре года своей жизни посвятил художник работе в соборе. Расписывая купол, он сильно простудился и слег на долгие месяцы. Завершал роспись по его эскизам Петр Басин.

Наряду с другими художниками Карл Брюллов принимал участие и в подготовке живописного оформления храма Христа Спасителя в Москве. Но работы по его эскизам не были осуществлены.

В ближайшее время в рамках показа религиозной живописи Карла Брюллова Русский музей намерен представить публике и многострадальную картину «Христос во гробе», конфискованную у частного владельца несколько лет назад.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 120 (5737) от 06.07.2016.


Комментарии