Весь город – театр

С 21 августа по 6 сентября в Петербурге пройдет первый в истории города фестиваль спектаклей в нетеатральных пространствах «Точка доступа».

Весь город – театр | ФОТО Elnur/shutterstock.com

ФОТО Elnur/shutterstock.com

Сам Петербург станет декорацией – причем не парадная его часть, а нынешние городские окраины, районы, не обремененные бурной театральной жизнью. Команда «Точки доступа» надеется, что фестиваль поможет преодолеть культурный барьер между центром мегаполиса и его «спальными» районами, активизировать театральную жизнь вдали от Невского проспекта. Фестиваль «Точка доступа: театр в городе» проводится центром «Открытая сцена», занимающимся, в частности, развитием и поддержкой экспериментальных проектов.

Театр в нетеатральных пространствах – довольно популярное направление мирового искусства. Его возникновение связывают с деятельностью в 1960-е годы выдающегося американского режиссера и искусствоведа Ричарда Шехнера, хотя, как утверждают организаторы фестиваля, подобные идеи витали в воздухе еще с конца XIX столетия. Театр Константина Треплева в «Чайке» А. П. Чехова с занавесом, открывающим вид на «колдовское озеро», – типичный театр в нетеатральном пространстве, так называемый «сайт-специфический театр». Эта разновидность зрелища предполагает не просто выход из театра на улицу или в другое помещение, но и попытку по-новому раскрыть пространство, увидеть за обыденным, рутинным пейзажем или интерьером потайную, фантастическую реальность. В «Точке доступа» зритель сможет получить новую, яркую, неожиданную информацию и впечатления.

Сайт-специфический театр подразделяется на два типа – первый предполагает создание импровизированного зрительного зала с фиксированными зрительскими местами, а второй, променад, дает зрителям возможность самим путешествовать по игровому пространству подобно экскурсантам.

На фестивале «Точка доступа: театр в городе» вниманию зрителей будет предложено три премьеры. К променад-театру относятся два новых спектакля: в «Кентерберийских рассказах» Александра Артемова и Дмитрия Юшкова придуманные под влиянием Джеффри Чосера герои вместе со зрителями окажутся в магазине «Максидом» на улице Тельмана. «В сторону белого «КамАЗа» Всеволода Лисовского, Веры Поповой, Александры Ловянниковой и Алексея Лобанова захватит уличное пространство в районе метро «Удельная». Если в первом спектакле путешествием зрителя будет управлять актер, то во втором степень свободы зрителя будет большей: он станет кем-то вроде следопыта, которому будет предложено предпринять собственное расследование. Обе постановки тесно связаны с территориальным контекстом, они активно вовлекают антураж и ассортимент гипермаркета, легенды и анекдоты городской окраины в развитие собственной драматургии.

Еще два спектакля фестиваля – так называемые спектакли «сайт-бэйзд». Они были созданы в традиционных театральных пространствах, но фестиваль переносит их в необычные места и среды. Спектакль Андрея Гогуна «Потеря равновесия» будет сыгран на режимном объекте – заводе слоистых пластиков: зритель окажется в атмосфере военной дисциплины и регламентации и сможет на себя примерить тяготы главного героя спектакля – офицера-подводника. Спектакль Павла Михайлова «Бродский. Ретвит», созданный на основе поэзии Иосифа Бродского, чей юбилей отмечается в 2015 году, органично приживется среди книг в пространстве библиотеки Кировского района.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 149 (5522) от 14.08.2015.


Комментарии