Венгерская десятилетка

В Театре музыкальной комедии отметили 10-летие совместной деятельности с Будапештским театром оперетты и мюзикла. На обложке буклета, выпущенного к серии юбилейных гала-концертов, эта декада была охарактеризована как «совместный успех».

Венгерская десятилетка | ФОТО предоставлено пресс-службой Театра музкомедии

ФОТО предоставлено пресс-службой Театра музкомедии

За эти годы в петербургском Театре музыкальной комедии благодаря активному участию венгерских режиссеров, хореографов, сценографов и певцов действительно многое изменилось в творческом развитии труппы. Директор театра Юрий Шварцкопф добился цели, вырастив новое поколение петербургских артистов на примере главных хранителей заветов короля оперетты Имре Кальмана. Главными просветителями оказались Миклош Синетар, поставивший здесь «Веселую вдову» и «Фиалку Монмартра» Легара, а также «Мадам Помпадур» Фалля, и Миклош Габор Кереньи, художественный руководитель Будапештского театра оперетты и мюзикла, работающий вместе со своей командой под псевдонимом Kero. На петербургском счету у Kero - «Баядера», «Графиня Марица» Кальмана, «Летучая мышь» Штрауса, «Страна улыбок» Легара, а также мюзикл «Джекилл и Хайд». Дважды отметился здесь режиссер Аттила Береш с «Парижской жизнью» Оффенбаха и «Баронессой Лили» Ене Хуски и однажды - Силард Шомоди в музыкальном спектакле «Снова и снова с тобой» Дэниэлса. Режиссер Тамаш Бори поставил здесь шоу из популярных номеров мюзикла «Хиты Бродвея».

Долгожданными стали праздничные вечера оперетты в начале марта с участием венгерских звезд. За эти десять лет смогли «получить образование» не только петербургские артисты, но и зрители. Драматургия отношений к венгерскому стилю у особо взыскательных зрителей менялась, эйфорию сменили если не разочарование, то отрезвление и охлаждение. Те, кто видел в Сети, скажем, «Баядеру» Кальмана, целиком исполненную венгерскими артистами, поняли, что при всей активности прививания венгерского стиля российские исполнители продолжили оставаться самими собой с нашей лиричностью, сентиментальностью и солидными голосами, держащими курс на оперу.

Знаток национальных особенностей оперетты Миклош Габор Кереньи однажды рассказал, что этот жанр музыкального театра входит в Венгрии в большой список национального достояния, находящегося под особой защитой. Поэтому, как и любое другое достояние, оперетта там модернизируется в очень умеренных пределах, сохраняя все черты зажигательного искусства для туристов. Поэтому визуальная сторона почти всех спектаклей отсылала к представлениям о музейной роскоши примерно начала ХХ века с бархатными диванами, тяжелыми портьерами и не без душка нафталина. Оперетта там в каком-то смысле законсервирована - примерно так же, как бродвейский лицензионный мюзикл, где все расписано по минутам и шаги вправо и влево исключены.

Российским артистам такой подход к оперетте оказался несколько чужд. Потому они нередко действовали по известному совету, даваемому оперным певцам: выслушай режиссера и сделай все по-своему. Да и невозможно пересадить венгерскую ментальность на русскую почву. А венгерские исполнители в оперетте очень хороши абсолютной органикой своего существования в системе жанра. Черты того или иного персонажа они не только доводят до максимального выражения, но и воплощают вместе с ними некие национальные архетипы в манерах горделивых, несколько «вампучных» Сильвы, Ганны Главари, Одетты Даримонд, в расточающих любовь и благородство графе Данило, мистере Иксе, эксцентрике и чертовском обаянии многочисленных простаков с простушками. Всякий раз при просмотре очередной премьеры, сделанной венграми, возникало ощущение, что наши солисты загнаны в некие рамки, которые норовят взломать. Впрочем, не на этом ли сопротивлении выковывались и продолжают выковываться наши национальные характеры, дающие дополнительные стимулы и без того характерным героям Кальмана и Легара?

В конферансе на гала-концерте прозвучала странная, опрометчивая в стенах Театра музыкальной комедии ремарка ведущего о том, что «к сожалению, оперетта уступает мюзиклу». Это и так, и не так. Да, накачанная рок-культурой драматизированная музыка мюзиклов наделена иной силой. Оперетта же насквозь пропитана эрудицией и интеллектом европейской культуры, как венское пирожное ромом.

Отменно скроенная просветительская программа гала-концерта, ведомая увлеченным маэстро Алексеем Нефедовым, состояла из нескольких тематических блоков, посвященных классикам, экзотическим извивам опереточных сюжетов и даже немного мюзиклу. Этот пышный гала-концерт с конферансом Оксаны Крупновой и Кирилла Гордеева показал, что артисты двух театров-«побратимов» стали одной семьей, живущей по одним законам. Счастью поклонников не было предела, когда они вновь увидели Карину Чепурнову, вернувшуюся на сцену после рождения ребенка. Вместе с будапештским партнером Аттилой Долхаи они исполнили напоенный эротизмом дуэт Одетты и принца Раджами из «Баядеры». Венгерскими конкурентками Карины предстали гламурная Моника Фишль в выходной арии Марицы и Тунде Франко, поразившая трагическим надрывом и оперным драматизмом. Любопытно было сравнить нашего любимца публики Ивана Корытова и сына режиссера Кереньи - Миклоша Матея Кереньи, харизматика со сверкающим взглядом и гуттаперчевым телом. Также особое удовольствие можно было получать, наблюдая за нашей несравненной звездой Ольгой Лозовой и ее венгерской «параллелью» - соблазнительной блондинкой Сильви Сенди...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 240 (5857) от 22.12.2016.


Комментарии