В зачарованном царстве

Выставку Сергея Судейкина в KGallery можно назвать сенсацией. Ведь это первая персональная выставка художника в России за прошедшие сто лет. Этот проект – подарок всем любителям искусства от фестиваля «Дягилев. P. S.».

В зачарованном царстве | Даже станковые работы Сергея Судейкина театральны по сути.<br>ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Даже станковые работы Сергея Судейкина театральны по сути.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Сергей Судейкин – одна из интереснейших легенд петербургского Серебряного века. Утонченный денди, эстет, всегда окруженный красавицами, он был тесно связан с петербургской богемой, «Бродячей собакой», объединением художников «Мир искусства», камерными театрами, балетными постановками, сотрудничал с Мейерхольдом и Сергеем Дягилевым.

Однако случилось так, что на родине его искусство было на долгие годы погружено в забвение. Доктор искусствоведения Дмитрий Северюхин рассказал о причинах, по которым художника на долгие годы вычеркнули из истории отечественного искусства:

– После революции он оказался в эмиграции, сначала уехал во Францию, где нашел приют в Париже, потом – в Америку. Как многие художники-эмигранты, попал в забвение, его творчество плохо было представлено в музеях. За все эти годы вышла лишь одна небольшая монография о нем, написанная Дорой Коган, и стала библиографической редкостью. Мы почти не знали, что он делал, покинув Петроград.

По словам Дмитрия Северюхина, лишь единицы из эмигрантов добились успеха. Один из немногих примеров – Марк Шагал.

– За художником должна стоять держава, – считает искусствовед. – В это понятие входит многое: правительство страны, капитал, музеи, коллекционеры. За русскими художниками-эмигрантами долгие годы не стояло ничего. После перестройки нам пришлось коллективным разумом осваивать историю русского искусства в эмиграции.

Отсутствует единое собрание работ Сергея Судейкина. Они распылены по многим музеям и частным коллекциям. Зато каким коллекциям!

Среди страстных поклонников его таланта – Никита Лобанов-Ростовский, Галина Вишневская и Мстислав Ростропович, Михаил Барышников.

Вещи Судейкина из их коллекций, переданные в дар российским музеям, составили основу выставки.

Константиновский дворец (Дворец конгрессов) предоставил работы Судейкина из коллекции Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича.

Светлана Янченко, сотрудник музея, рассказала журналистам, что они почти никогда не дают вещи из коллекции для выставок. Исключение было сделано для Русского музея и Третьяковской галереи, где несколько лет назад прошли выставки Бориса Григорьева.

– Дать работы из своей коллекции частной галерее мы решились впервые, – подчеркнула Светлана Янченко.

Огромный интерес вызвали еще до открытия выставки эскизы Судейкина к опере Модеста Мусоргского «Сорочинская ярмарка». Этот бесценный дар Музей театрального и музыкального искусства получил десять лет назад от Михаила Барышникова. Работы еще никто не видел, это первое их представление в Петербурге.

Эскизы к балету «Цезарь и Клеопатра», которые можно увидеть в галерее, происходят из коллекции Левкия Жевержеева, поступившей после его смерти в Театральный музей. С эскизов к балету «Петрушка» когда-то давно, в 1959 году, началась знаменитая коллекция Никиты Лобанова-Ростовского.

На выставке всего 50 работ. Развеска сделана не в хронологическом порядке, а по темам: пасторали, натюрморты, маскарады, книжная графика, театральные эскизы.

Тот день, когда выставку показывали журналистам, был обычным для ноября – мрачным, пасмурным. Но во время показа вдруг пробилось сквозь тучи солнце, словно ради того, чтобы яркие, «варварские» краски, свойственные палитре Судейкина, засияли во всем блеске.

Меня особенно заинтересовала одна небольшая работа художника, датируемая 1920-ми годами. На диване лежит красавица, одетая в атласную черную пижаму, отделанную яркими лентами. Кажется, что она танцевала и, устав, рухнула на диван, не сняв туфли. Имя красавицы не установлено. Но это не так уж важно. Сергея Судейкина красивые женщины окружали в течение многих лет.

В галерее во время работы выставки можно посмотреть фильм, посвященный двум женам художника – актрисе Ольге Глебовой-Судейкиной, которую он бросил, и Вере Шиллинг, которая бросила его, потому что предпочла знаменитого композитора Игоря Стравинского. Показывают и фильм о знаменитом кафе «Бродячая собака», где собиралась в начале прошлого века вся петербургская богема. Одну из комнат артистического подвала расписал Судейкин. Современники вспоминают, что ему удалось превратить это помещение в подобие «зачарованного царства».

Выставка будет открыта до 14 декабря.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 227 (5598) от 03.12.2015.


Комментарии