Главная городская газета

В Музее-квартире Блока – выставка, посвященная Чуковскому

  • 06.04.2017
  • Анастасия Коврижкина
  • Рубрика Культура
Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Танцы с цветами в Гатчине

В грядущие выходные музей-заповедник «Гатчина» откроет летний сезон. Праздник продлится два дня. Читать полностью

Москвич с Петербургом в душе

Завтра классику отечественной литературы второй половины XX века Андрею Битову исполняется 80 лет. Читать полностью

Танго с вечностью

«Классика в темноте» - программные концерты-шоу под звездным небом Планетария. Читать полностью

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи. Читать полностью

Наш орел на Балканах

В Военно-историческом музее артиллерии открылась выставка «Русский орел на Балканах», посвященная 140-летию начала Русско-турецкой войны. Читать полностью

Роман века

Я еще не видела спектакля А. Праудина по роману Н. Островского «Как закалялась сталь», но в любом случае театр подтолкнет к чтению книги, давно и несправедливо забытой. Читать полностью
В Музее-квартире Блока – выставка, посвященная Чуковскому | Фото Владимира Савостьянова/ТАСС

Фото Владимира Савостьянова/ТАСС

В Музее-квартире А. Блока, в рамках экспозиции «Блок и его окружение», открылась выставка, посвященная Корнею Ивановичу Чуковскому.

Музей, расположенный в жилом доме на улице Декабристов, позволяет ознакомиться с предметами быта, составить представление об убранстве интерьера и прочувствовать атмосферу первой половины XX столетия, в которой сформировался Александр Блок, один из известнейших поэтов Серебряного века.

На четвертом этаже дома в одном из помещений мемориальной квартиры расположена экспозиция «Блок и его окружение», знакомящая с друзьями, родственниками и просто творчески близкими поэту людьми. Теперь в рамках экспозиции, рассказывающей о сестре и брате Ивановых, Вере Комиссаржевской и Всеволоде Мейерхольде, появился стенд, посвященный Корнею Ивановичу Чуковскому. В марте 135 лет со дня его рождения.

Чуковский многим знаком в первую очередь как писатель детский. Именно поэтому одна из книг, представленных на выставке - известнейший «Мойдодыр», издание 1963 года, представляющее собой набор из двенадцати открыток, воспроизводящих сказочный сюжет. В предисловии к сказке сам Чуковский объясняет создание образа борца за чистоту так: «Я терпеть не могу грязную одежду, черные ногти, пыль, паутину, сор. Поэтому я написал сказку «Мойдодыр». Сегодня это произведение относят к классике детской литературы, но в советские годы Чуковский получал далеко не лестные отзывы о своих волшебных персонажах. Писателя, ступившего на литературную сцену еще до революции, упрекали в аполитичности и антипедагогичности, использовании непонятных образов, прививающих неокрепшей детской психике страхи и суеверия, в формировании ложного представления о животном мире (Н. К. Крупская обвинила «Крокодила» в курении сигары и полете на аэроплане - дескать, слишком неправдоподобно ведет себя экзотическое животное). И призывы сжечь «Цокотуху» и бороться с «чуковщиной» в детской литературе заставили Чуковского на годы забыть о создании новых сказок.

Так или иначе, к написанию детских произведений Чуковский пришел в зрелом творческом возрасте: к тому времени он уже состоялся как критик, литературовед и переводчик. Поэтому на выставке представлены также его книги о Чехове, художественном переводе, жанрово необычные «Критические рассказы» (в одном из рассказов Чуковский рассуждает и о Блоке, который, по его мнению, «...несмотря на все свои мрачные темы, всегда был поэтом радости»), вырезки статей из советских газет и многие другие материалы.

Отдельного внимания, пожалуй, заслуживает первое советское Собрание сочинений Н. А. Некрасова, любимого поэта Чуковского: писатель готовил это издание практически десять лет. Для него Некрасов, вопреки мнениям некоторых литературоведов, был не разрушителем, а продолжателем пушкинской традиции - и, как и Пушкин, он являлся великим новатором русского стиха.

Не менее интересен рукописный альманах «Чукоккала», который передала в музей внучка Чуковского Елена Цезаревна. Своим названием сборник обязан Илье Репину: Чукоккалой художник нарек дачу Чуковского, соединив воедино два имени собственных - фамилию писателя и название поселка, в котором находился его дачный дом, - Куоккала. В разное время у Чуковского гостили Мандельштам, Андреев, Горький, нередко проводились литературные воскресенья, на которых кипели споры о революции, искусстве, произведениях современников. Чтобы запечатлеть эту пору, Чуковский решил создать альбом, в котором известные гости оставляли бы свои автографы. На сегодняшний день «Чукоккала», ставшая своеобразной летописью той неоднородной литературной эпохи, была переиздана четыре раза: рисунки Репина, шуточные стихи Маяковского, экспромты Горького, вырезки из газет и объявлений и еще тысячи материалов разместились на 600 страницах книги. Отметился в альманахе и Блок: его протокол «Закрытие Дома Искусств» и обращение «В верховный дрейматрос Р.С.Ф.С.И», остроумные пародии на закостенелый официально-деловой стиль, актуализировавшийся в советские годы, также можно найти в альманахе.

Выставка будет открыта до 28 сентября.

Статья опубликована в номере газеты «Санкт-Петербургские ведомости» от 06.04.2017 под заголовком «В чуковском ключе».

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook