2Vtzqv4Hz9U

В Музее Анны Ахматовой открылась необычная выставка, приуроченная к 135‑летию поэта

В Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме открылась необычная выставка «Анна Ахматова. Подлинность судьбы» (12+), приуроченная к 135‑летию со дня рождения поэта и 35‑летию с того дня, как музей принял первых посетителей.

В Музее Анны Ахматовой открылась необычная выставка, приуроченная к 135‑летию поэта  | Герта Неменова. Портрет Ахматовой. Между 1957 и 1965 годами / Репродукция. ФОТО АВТОРА

Герта Неменова. Портрет Ахматовой. Между 1957 и 1965 годами / Репродукция. ФОТО АВТОРА

Эпиграфом к проекту стали слова Анатолия Наймана, литературного секретаря Ахматовой: «Она притягивала к себе не только своими стихами, не только умом, знаниями, памятью, но и подлинностью судьбы. В первую очередь подлинностью судьбы». Музей предлагает зрителю поразмышлять об этой судьбе, рассказывая о последних двадцати годах жизни поэта.

В постоянной экспозиции музея существовала «Комната 1945 года», посвященная восьми годам жизни Ахматовой в Фонтанном доме, начиная со времени возвращения из эвакуации и до переезда в квартиру на улицу Красной Конницы (ныне Кавалергардская). Сотрудники музея полностью разобрали экспозицию в этой комнате и построили на ее основе выставку, добавив большое количество рукописей, документов, мемориальных предметов из собраний шести других музеев и архивов Петербурга и Москвы, а также частных коллекций.

В проекте «Подлинность судьбы» важное значение имеет дизайнерское решение. Архитектор Сергей Падалко создал в центре выставочного зала круглое пространство-ротонду, из которого можно, как по лучам, направиться в любую из 12 комнат. В каждой построена инсталляция, посвященная определенной теме. Например, реконструкция знаменитой ахматовской Будки — литфондовской дачи в Комарове. Там находятся фотографии гостей, посещавших поэта, комаровские пейзажи ленинградских художников, знакомых Ахматовой, рисунок «Петух» юного Бориса Ардова. В московской квартире его отца писателя Виктора Ардова Ахматова подолгу жила, когда приезжала в Москву. Или можно зайти в комнату, где помещены записные книжки Ахматовой. Самая последняя запись датируется 4 марта 1966 года, поэт пишет, что она «вся в Кумранских рукописях». В то время вышел журнал с публикацией этого важного источника по библеистике. На следующий день — 5 марта — Ахматовой не стало.

На выставке представлено несколько трогательных документов. Чья‑то рука старательно переписала стихотворение Ахматовой 1942 года «Статуя «Ночь» в Летнем саду». Там есть такие строчки: «Как мы тебя укрывали // Свежей садовой землей». Речь идет о спасении знаменитых скульп­тур. Музей предлагает почти буквальную иллюстрацию текста, зарывая в песок копию статуи, выполненную профессиональным скульптором. В другой комнате показано письмо читателя из поселка Невдубстрой, обращенное к Ахматовой. Автор величает Анну Андреевну Анной Владимировной, называет ее поэзию «по форме скупой, а по содержанию и жизненности богатой». Письмо датировано 12 июля 1946 года. Через месяц с небольшим — 21 августа — будет опубликовано партийное постановление, которое надолго выбросит Ахматову из профессии литератора.

Рядом находится лучшая, на мой взгляд, инсталляция проекта — с пустыми «кассами» для типографских литер и сами литеры, рассыпанные по полу. Именно так был рассыпан набор сборника стихов «Нечет», полностью подготовленный к печати.

Финальная инсталляция состоит из одного предмета — огромной коряги, которая лежала у ахматовской Будки в Комарове. Она сохранена в семье Зыковых, потомков Николая Пунина. В позднем стихотворении «Нас четверо» Ахматова заметила: «И отступилась я здесь от всего, // От земного всякого блага. / Духом, хранителем «места сего» // Стала лесная коряга». Она говорила о себе, Цветаевой, Мандельштаме и Пастернаке.

Покидая выставку, зритель заметит видеотрансляцию из «Комнаты 1945 года», которая сейчас пуста. Когда 25 августа выставка закроется, кураторы начнут заново обустраивать это пространство. Наверняка оно будет выглядеть совершенно иначе.


#Ахматова #музей #выставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 106 (7682) от 13.06.2024 под заголовком «Поэзия, богатая содержанием».


Комментарии