Университеты Орешникова

Выставка произведений Виктора Орешникова открылась в музейно-выставочном центре «Петербургский художник» (наб. р. Мойки, 100). Она построена как диалог малоизвестных и хрестоматийных картин, законченных произведений и «кухни» художника – многочисленных эскизов, вещей ранних и поздних. Они предоставлены сыном художника Александром Орешниковым, Академией художеств и СПбГУ.

Университеты Орешникова | Этюд к картине «Выступление С. Кирова на XVII съезде ВКП(б)».

Этюд к картине «Выступление С. Кирова на XVII съезде ВКП(б)».

Орешников родился в 1904 году в Перми, там окончил реальное училище и частную художественную школу. В 1924 году поступил во ВХУТЕИН – Высший художественно-технический институт, это был революционный преемник Академии художеств, где в те годы бурно завершался русский авангард. Биографы Орешникова полагают, что даже мастерская неоклассика Петрова-Водкина была для него некомфортна. Ему были ближе классики, в Эрмитаже он проходил свои настоящие университеты.

В 1930 году Орешников начинает преподавать в альма-матер, которая вскоре становится Институтом им. Репина и возвращается к традициям, созвучным стилю молодого аспиранта. В послевоенные годы художник, продолжая активно творить, 25 лет занимал должность ректора вуза, срок необычно долгий даже по тем стабильным временам. В собрании Русского музея находятся несколько произведений художника, самое известное из них – портрет балерины Аллы Шелест.

На вернисаже выпускники тех лет говорили, что такое долголетие объясняется умением ректора найти контакт со всеми – от маститого академика до абитуриента из костромской глубинки Валерия Леденева, теперь известного петербурского художника.

Главное событие выставки – публичный показ картины «В. И. Ленин на экзамене в Петербургском университете» и шести замечательных «экспрессионистских» эскизов к ней. Универсанты со стажем, конечно, помнят эту картину, висевшую в южном торце большого коридора здания Двенадцати коллегий. Когда-то ее просила в свое собрание Третьяковская галерея, вуз не отдал, сейчас она хранится на юридическом факульете СПбГУ на 22-й линии и доступна только его студентам и преподавателям.

Из неопубликованного выделим две ранние картины пермского периода – «Портрет ребенка» и «Пермский дворик», а также произведения, созданные во время войны в эвакуации в Средней Азии: «Узбекские поля зимой» и «Военный эшелон».

Из более известного назовем портрет профессора Михаила Керзина из собрания Музея Академии художеств. Потомственный петербургский интеллигент прожил почти столетие, на себе испытал все бури ХХ века и не согнулся. Руководил знаменитой витебской школой искусств сразу после Шагала, партизанил в годы войны в Белоруссии, в конце 1940-х годов был обвинен в космополитизме, изгнан из Минска и в разгар Ленинградского дела нашел приют в родном репинском институте.

Наша газета спросила скульптора Альберта Чаркина, что первое приходит ему в голову при произнесении фамилии «Орешников». Ответ был таким: «Умение в правде жизни увидеть прекрасное. Это задача реалиста, он этим жил и не мог, именно не мог иначе. Орешникова отличали строгий рисунок, композиция, цветовая гармония, он воспринял лучшие достижения европейской живописи».



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 030 (5403) от 20.02.2015.


Комментарии