Главная городская газета

Укус белого пуделя

254
Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Последние материалы Культура

Новый залп «Авроры»

В восьмой раз в Петербурге вручили ежегодную премию «Музейный олимп», учрежденную городскими властями и Союзом музеев России. Читать полностью

Парадоксы Курентзиса

Главным музыкальным событием фестиваля «Дягилев P. S.» стало выступление оркестра MusicAeterna под управлением Теодора Курентзиса. Музыканты исполнили музыку балета «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева. Читать полностью

Поцелованные богом

Средняя специальная музыкальная школа-лицей Санкт-Петербургской консерватории отмечает 80-летие. Сегодня в Большом зале Филармонии состоится юбилейный концерт, в котором примут участие выпускники разных лет. Читать полностью
Укус белого пуделя |

Прощальной выставкой параллельной программы «Манифеста 10» стал проект «Зримое отсутствие» израильской видеохудожницы Майи Зак, представленный в креативном пространстве «Тайга» (Дворцовая наб., 20).

Зак живет в Тель-Авиве, постоянно участвует в крупных международных проектах, в том числе в кинофестивалях. Ее работы находятся в собрании нескольких европейских музеев.

Название выставки заведомо провокативно, поскольку главная тема видео и рисунков художницы _ память, попытка воссоздать прошлое. И в то же время Зак может исполнять в видео роль наблюдателя, который не вмешивается в ход текущих событий.

Прошлому посвящено 20-минутное видео «Экономика матери» (2007). Художница в строгой белой блузке, которая украшена ручной вышивкой по моде многолетней давности, исследует домашний интерьер. Возможно, именно в таком жила семья ее матери. Во всяком случае на стенах находятся портреты детей и взрослых (это рисунки Майи Зак). Камера следит, как героиня педантично зарисовывает интерьер, обводит маркером расположение мебели. Не упускает ничего, отмечает даже то место, где осталась горстка пепла от сигареты. Находит в шкафу обувь, в том числе балетки для классического танца, и также заносит их в свой блокнот. Попутно сравнивает увиденное с «каталогами», это большие конторские папки с архивными чертежами и рисунками.

Случайно включает радиоприемник, откуда доносятся речи бесноватого фюрера. Это напоминание художницы о холокосте.

Наконец, героиня добирается до кухни. Исследовав все миски и кастрюли, она решается приготовить пудинг из лапши по старому рецепту, найденному тут же.

Пудинг удался, камера показывает его сочный бок долго и крупно. И здесь ностальгическая тональность видео резко меняется. Зак долго с помощью транспортира и циркуля примеривается, как разрезать круглое изделие. Финальный кадр демонстрирует пять долей пудинга, но все разного размера. Это уже не про семью, а про большую экономику с ее далеко не всегда справедливым распределением общих богатств.

На выходе из темного видеозала тема памяти возвращается. Зритель видит несколько рисованных портретов матери, Зак показывает, как долго и тщательно она ищет образ, но он ускользает, оставаясь наброском.

17-минутное видео «Правило черного и белого» (2011) _ логическое продолжение «Экономики матери», это жесткая метафора современной жизни. Нам кажется, что мы можем сконструировать и внедрить совершенные правила жизни, построить правильный мир. Но это утопия.

Зак играет роль ученого-экспериментатора, который через окошко, возможно тайно, следит за поведением дрессировщика и двух больших белых пуделей. Сначала все идет идиллично: собаки по команде человека ходят на задних лапах, ловят мяч, по свистку прыгают с черного квадрата на белый и обратно. Исследователь удовлетворенно заносит данные в свои графики.

Внезапно и совершенно немотивированно дрессировщик делает собакам уколы, животные становятся агрессивными. Ученый в растерянности, поведение подопытного не предсказуемо. Все заканчивается печально. Когда исследователь входит в комнату, где шла дрессура, он обнаруживает дрессировщика и собак без признаков жизни.

0097