Точное время по Дали

В Музее Фаберже открылась выставка «Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик».

Точное время по Дали |

Как утверждают организаторы, это самая масштабная выставка неистового каталонца в России. 150 живописных и графических работ предоставлены фондом «Гала - Сальвадор Дали» в Фигерасе (Каталония, Испания), а также другими музейными и частными собраниями.

Интерес к выставке велик. Еще до ее открытия в Интернете было распродано более семи тысяч билетов. И - да, очереди стоят. В первый же день работы выставки ее посетили 4000 человек.

Отбор работ Дали был подчинен четкой концепции, которую можно выразить в формуле: от революции в искусстве, ниспровержения традиции к классике. Причем классика преобладает. Такого Дали знают немногие.

- Выставка по большей части посвящена очень интересному периоду творчества художника - позднему, когда Дали вернулся к классицизму. Мы решили, что классицизм в творчестве Дали и классицизм Петербурга будут очень к лицу друг другу, - заявил на пресс-показе Владимир Воронченко, директор Музея Фаберже.

Революцию в искусстве представляют несколько ранних картин Дали, написанных им в сюрреалистической манере. Но даже в «Пейзаже с загадочными элементами», созданном в 1934 году, сквозит великая тень Яна Вермеера, которого Дали прямо-таки боготворил. Картина отсылает к знаменитому шедевру Вермеера «Аллегория живописи» из Музея искусств в Вене. Только Дали переселил Вермеера из уютного интерьера голландского бюргерского дома в Испанию, под небеса Ампурдана, залитого ослепительным, едва выносимым светом. А вместо женщины в костюме музы истории Клио, которую рисует Вермеер, Дали поставил перед ним загадочную гигантскую фигуру, закрытую драпировкой. Сквозь ткань кое-где пробивается золотистое мерцание. Есть в картине и сам Дали - он изобразил себя в образе маленького мальчика, который гуляет по пляжу с няней. Эта картина была приобретена фондом «Гала - Сальвадор Дали» в 2011 году за 7,8 млн евро у коллекционера, пожелавшего остаться неизвестным.

С конца тридцатых годов Дали все больше тяготеет к классике, отрекаясь от безумств молодости. Он ориентируется теперь на Рафаэля, Микеланджело и прочих небожителей.

За Дали-классика на выставке отвечают иллюстрации к «Жизни Бенвенуто Челлини, написанной им самим», выполненные в 1945 году.

- Сам Сальвадор Дали очень любил эту серию рисунков, - рассказал на пресс-показе Томас Клемент Саломон, представитель компании, которая является координатором петербургской выставки. - Поэтому он не продавал ее и хранил все работы в собственной коллекции до конца жизни.

Если хватит терпения и смелости, можно прогуляться вместе с Дали по всем кругам Ада. На выставке демонстрируются сто иллюстраций, выполненных им к «Божественной комедии» Данте.

Перед картиной «В поисках четвертого измерения», которая есть на выставке, подолгу задерживаются посетители музея, - рассматривают, пытаясь понять все символы, разгадать все загадки. Тут есть и магический кристалл, и пещера Платона, и знаменитые тающие, растекшиеся часы, которые, как он говорил, всегда показывают точное время.

По Дали, четвертое измерение - это вечность, бессмертие. Наверное, он сознавал, что как художник останется бессмертным. Но годы подтачивали здоровье, тело начало предавать, а в 1982 году умерла Гала - главная женщина его жизни, которая была для него всем - матерью, женой, музой. Смерть подошла слишком близко. В это тяжелое для художника время, когда Гала угасала, он пытается найти опору в творчестве божественного Микеланджело. Он использует созданные скульптором образы как основу, меняя цвет и элементы фона.

Одну из картин этого периода «Геологическое эхо. Пьета» можно увидеть на выставке. Она отсылает к знаменитой скульптуре Микеланджело из собора Святого Петра в Риме. Мадонна оплакивает Христа, держа на руках его безжизненное тело, - позы в точности повторяют скульптуру Микеланджело. Но фигуры у Дали обретают прозрачность и призрачность, сквозь разверзшиеся в них дыры виден скалистый пейзаж Кадакеса. Преобладает мрачный темно-серый цвет - цвет смерти.

После смерти Гала Дали прожил еще семь лет. Но это уже не было жизнью.

Он, хоть и строил из себя безумца, обладал острым аналитическим умом, улавливал все веяния времени и откликался на них. В его картинах отразились безумства и катастрофы двадцатого века. И даже поиски физиков и математиков: теория относительности Эйнштейна, концепция «четвертого измерения». Выставка представляет нам Дали, с которым многие еще не были знакомы.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Комментарии