Старость не всех принимает

Композитор Настасья Хрущева, одна из лучших учениц Сергея Слонимского, преподает историю зарубежной музыки в петербургской Консерватории и пишет музыку, которая исполняется в Мариинском театре и Филармонии. Сейчас она много работает в драматическом театре - несколько спектаклей БДТ им. Г. А. Товстоногова наполнены музыкой Хрущевой. С некоторых пор она проявила себя еще и как артистка и драматург - в соавторстве с Александром Артемовым сочинила несколько пьес. На второй сцене БДТ в Каменноостровском театре состоялась премьера спектакля «Фунт мяса» по пьесе Настасьи Хрущевой.

Предыстория такова: режиссер Влад Фурман должен был поставить пьесу Шекспира «Венецианский купец». Наблюдая за репетициями, композитор Настасья Хрущева за ночь написала свой вариант пьесы. Худрук БДТ Андрей Могучий и Влад Фурман прочитали пьесу и рискнули заменить шекспировский текст текстом бесстрашной Хрущевой. В постановке спектакля также приняли участие один из создателей театра «Тру» Александр Артемов и художник Сергей Илларионов.

С Настасьей ХРУЩЕВОЙ и Александром АРТЕМОВЫМ беседовала журналист Полина ВИНОГРАДОВА.

Старость не всех принимает | Роль Бальтазара, клоуна магического казино, которую играет Анвар Либабов, - главная в спектакле «Фунт мяса». ФОТО предоставлено пресс-службой БДТ

Роль Бальтазара, клоуна магического казино, которую играет Анвар Либабов, - главная в спектакле «Фунт мяса». ФОТО предоставлено пресс-службой БДТ

- Настасья, это все-таки удивительно, что вы решились «замахнуться на Вильяма нашего Шекспира»...

Настасья Хрущева: - Текст, который лег в основу спектакля, на Шекспира опирается только условно. Это скорее комикс, набор диалогов (баттлов), в которых сталкиваются - опять же условные - герои «Венецианского купца». При этом их столкновение не идейное, а текстовое. Это в первую очередь театр текста, такой текстовый армрестлинг. Но важнее всего то, что произойдет в самом конце, чем закончится игра, которую затеял Бальтазар в своем магическом казино.

- «Фунт мяса» не первая ваша совместная с Александром Артемовым пьеса. Сначала была «Молодость жива». Какова ее главная мысль?

Александр Артемов: - Это пьеса о том, что «старость не всех в себя принимает», а еще что «она не от возраста зависит, она с рождения человеку дана». И нужно быть «старенькими». Мы за старый театр. Только не просто за старый, а за очень старый. Есть театр постдраматический, а есть додраматический...

- Вам самим едва исполнилось тридцать. Растолкуйте свои слова поподробнее, если вы серьезно, конечно. Что представляет собой додраматический театр?

Н. Х.: - В книге «Постдраматический театр» немецкий театровед Ханс-Тис Леман справедливо говорит о конце драматического театра с его литературоцентризмом и психологической игрой. На смену ему, по Леману, приходит театр текста, театр хора, театр «общего пространства», «конкретный театр» и т. д. Языки этих театров строятся по иным законам. Но если посмотреть на историю - психологическому театру не так-то много лет, он совсем не является универсальным и даже вряд ли может быть какой-то точкой отсчета. Древнегреческая трагедия, японский театр Но, театр масок dell,arte, театр ярмарки и площади... Да и вообще все формы традиционного театра и ритуала всегда строились на различных типах отстранения, там не было места реалистичному и бытовому воспроизведению чувств, «переживанию» актера и психологизму в привычном нам сегодня виде. И тип произнесения текста был более условным и ритмизованным.

- Вы, Настя, начинали с академической музыки, потом стали писать музыку к спектаклям, потом сами выступили в моноспектакле и теперь сочиняете пьесы. Как это вы перешли в другой жанр?

Н. Х.: - Просто сменилась оптика. Раньше мне казалось дилетантизмом, когда профессионал влезает на чужую территорию. Сейчас, наоборот, кажется дилетантизмом, когда профессионал отказывается делать что-то в смежной области просто потому, что у него нет соответствующего диплома. В условиях «общества художников», когда человечество производит огромное количество текстов (любая страница «ВКонтакте» является художественным текстом), исчезает понятие профессионализма в привычном смысле слова. Узкая специализация в области искусства чаще всего только засоряет голову профессиональными штампами. Поэтому часто легче добиться правильного произнесения текста от неактера, а правильного пения - от невокалиста. И теперь я считаю: нужен текст - пиши, нужна музыка - пиши или пой сам. У каждого есть своя песня.

- Какой же театр, по-вашему, нужен сегодня?

А. А.: - Театр как институция сегодня вообще не нужен, потому что реальный театр перешел в Интернет. Настоящий театр сегодня - на YouTube, а литература - «ВКонтакте» и на «Фейсбуке».

- Тут я с вами не согласна. Современный театр давно преодолел границы жанра, стал разнообразным и непредсказуемым. И, по-моему, многим гораздо интереснее испытывать подлинные чувства в театре, чем искать им замену в виртуальном мире.

Н. Х.: - Дело в другом. Театр сегодня не может выполнять ту же функцию, которую он выполнял в предыдущие века, когда удовлетворял основную потребность в зрелищах. С появлением кинематографа и особенно Интернета нужно трезво понимать, чем сегодня должен/не должен быть театр, что он реально может/не может давать. Так когда-то фотография кардинально изменила лицо живописи, а книгопечатание - назначение и существо литературы.

- Ваш спектакль «Как найти свою любовь» - пример преодоления границ всех существующих жанров. Какие задачи вы перед собой ставили?

А. А.: - Изначально это была идея «комментариев к современному танцу». У нас появилось желание не только увидеть современный танец, но и «услышать» его. Вообще кажется, что некоторые стили в искусстве сегодня могут существовать только с комментариями. Причем эти комментарии должны быть не интеллектуальными, а «низовыми», площадными, уничтожающими. Этого требует музыка эпохи второго авангарда, а также та часть современной музыки, которая ему наследует. Комментарий в реальном времени к чему бы то ни было - к музыке, танцу, компьютерной игре, боксу - всегда создает дополнительный объем, пространство, в котором может что-то происходить.

- Что такое музыка второго авангарда, о которой вы упомянули?

Н. Х.: - Вряд ли здесь возможно корректное обобщение. Если совсем огрубленно - сложность на всех уровнях языка при, наоборот, слишком простой (для сегодняшнего дня) общей идее. Концентрация на композиторской технике... Но главное, конечно, - определенные стилевые «лексемы», темброво-интонационные штампы, которые сложились внутри этой эпохи... Музыкальные языки устаревают, и это нормально. Все и всегда нуждается в переоценке - не в смысле «сбрасывания с корабля современности», а в смысле переслушивания, переигрывания, перечитывания. Когда Стравинский в неоклассицистский период захотел заговорить на языке Баха, это был совсем новый язык.

- Продолжится ли в этом сезоне ваш абонемент «Новая академическая музыка», который вы вели в Мариинском театре?

Н. Х.: - Да, и в этом сезоне - псевдолекция о Ксенакисе молодого композитора Ивана Абрамова, провокационное высказывание молодых композиторов под названием «Духовные скрепы» и - «Музыка приятная и неприятная».

- К чему должен быть готов зритель, который придет на ваш концерт или спектакль?

Н. Х., А. А.: - Он уже готов.

- Почему вы так решили? И кто этот подготовленный зритель?

Н. Х.: - Потому что такого типа действа не требуют специальной подготовки.

- Кто, по-вашему, герой театра нашего времени?

А. А.: - Александр Афонин, YouTube-канал «Простая рыбалка».

- Кто это? Чем прославился этот рыбак?

А. А.: - Как раз важно, что он не прославился. Это рядовой гражданин, казалось бы, уже «выброшенный» временем, изначально (до начала канала) социумом незамеченный, социально «неуспешный». Но сегодняшняя реальность предоставляет возможность слома стереотипа. Его аудитория сейчас - 40 000 подписчиков. 40 000 человек, постоянно следящих за его роликами, участвующих, комментирующих. И это само по себе становится для меня театром: наблюдать за странным процессом наблюдения. Наблюдать за тем, как за условным «средним» человеком наблюдают тысячи людей, и это само по себе делает его чем-то большим. Это делает его феноменом.

- И, наконец, над чем сейчас работаете?

Н. Х., А. А.: - Над сценической реконструкцией финального матча чемпионата СССР по боксу 1977 года. В данный момент мы занимаемся средней весовой категорией, и это только начало. Получается сложная многочастная структура, в которую входят первая наилегчайшая, наилегчайшая, легчайшая, легкая, полулегкая категории, и так далее вплоть до второй средней и тяжелой...

- Долго, наверное, придется трудиться.

- Над проектом планируем работать не менее двух лет. Но это не будет буквальной реконструкцией всех деталей происходившего, это, скорее, мифологизация события, создание сверхистории, сотворение эпического пространства над историческим.

- Будет ли там место музыке и тексту?

А. А.: - В основном это и будет текст и музыка. И настоящие бои реальных спортсменов.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 210 (5827) от 10.11.2016.


Комментарии