Главная городская газета

Современный всегда

340
Последние материалы Культура

Ключик к будущему

Благодаря участию в шоу «Голос-5» петербургскую певицу Леру Гехнер узнала вся страна. Но на музыкальном небосклоне ее звездочка светит уже давно. Лера ГЕХНЕР призналась, что всегда держит наготове ключик к будущему. Читать полностью

Телеприключения в миноре

Закончился показ очередного сезона сериала «Мажор». Позитивный момент появления данного образца отечественной сериальной продукции - он не является адаптированной версией очередного популярного зарубежного зрелища. Читать полностью

Сова среди цветов модерна

В Инженерном доме Петропавловской крепости Музей истории Петербурга представил публике новую постоянную экспозицию «Петербургский модерн». Она была давней мечтой музейщиков... Читать полностью
  • 06.10.2014
  • Полина Виноградова
  • |
  • Рубрика Культура
Современный всегда | Egor Gavrilenko  http://ruspersona.ru

Egor Gavrilenko http://ruspersona.ru

5 октября на 98-м году жизни в Боткинской больнице скончался народный артист России Юрий Петрович Любимов. Он умер во сне.

Один из реформаторов отечественного театрального искусства. Основатель легендарного Театра на Таганке, где поставил едва ли не главный шедевр советского театра _ спектакль «Гамлет» с Владимиром Высоцким («Он был Высоцкому немного отцом», _ вспоминала Марина Влади).

До последнего дня Юрий Любимов пронзительно чувствовал время, в котором творил. И насквозь видел каждую эпоху, приходящую на смену предыдущей, как будто был наделен внутренним зрением, способным высвечивать все злокачественные опухоли современного ему общества. В качестве панацеи он предлагал театр _ не как иллюзию благоденствия, но как горькую, самую действенную микстуру для души.

За эту свою смелость в 1980-е годы был лишен советского гражданства _ превысил полномочия «доброго лекаря». Но зрители любили его за пророческую чуткость, за множество мгновений подлинного счастья, которое для русского человека, впитавшего с воздухом родины христианские ценности, возможно только через боль и сострадание. Театр на Таганке для многих советских граждан был прививкой болью на пути к свободе. Можно ли сказать, что в своих смелых, даже радикальных по меркам той эпохи, спектаклях Юрий Любимов опередил свое время? Наверное, так считали в Европе: многие страны готовы были приютить московского гения, ставшего очередной жертвой неразрешимого в ХХ веке противостояния человека и государства. Но главная черта любимовского театра _ именно соответствие своему времени. В прошлом столетии он не стремился убежать вперед, оставив позади простых зрителей, в нашем веке не пятился назад, но всегда был чутким к ритму современной жизни.

Эта чуткость помогла Любимову создать живую легенду.

На афишах камерного Театра на Таганке было столько великих имен и названий, как ни в одном другом: Шекспир, Достоевский, Солженицын, Брехт, Абрамов, Пастернак, «Мастер и Маргарита» Булгакова и «Что делать?» Чернышевского... потом разрешили запрещенных «Бориса Годунова» Пушкина и «Живого» Бориса Можаева.

Юрий Любимов выбирал только те произведения, в которых своим безошибочным чутьем и внутренним зрением видел невыученный урок. «Горе от ума _ Горе уму _ Горе ума» А. Грибоедова (2007), «Замок» Ф. Кафки (2008), «Бесы» Ф. Достоевского (2012), опера «Князь Игорь» А. Бородина (2013).
Последним его спектаклем на московской сцене стала опера-буфф «Школа жен» по комедии Мольера на музыку Владимира Мартынова. Ничего пророческого, только напоминание _ какие бы повороты вспять ни делала история, какие бы ни готовила перемены, во все времена люди встречаются, люди влюбляются, женятся. И жизнь продолжается, несмотря ни на что.