Главная городская газета

Скульптура без  аплодисментов

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Реклама
Свежие материалы Культура

Очищение болью

ЦВЗ «Манеж» и московское музейно-выставочное объединение с тем же именем представили публике совместный проект «Война и мир Вадима Сидура». Читать полностью

Любимый клоун придет во двор?

Памятник актеру и клоуну Юрию Никулину в Петербурге обещают установить муниципальное образование Коломна и театр «Мимигранты». Читать полностью

Динозавры, землеройки и гадкие лебеди

Среди текстов, прошедших в этом сезоне в шорт-лист премии «Новые горизонты», практически нет случайных, проходных текстов. Читать полностью

Умеющий все

Вчера исполнилось 80 лет Андрею Михалкову-Кончаловскому Читать полностью

С Пушкиным на дружеской ноге

Омская художница Римма Камкина утверждает, что нарисовала первый портрет Пушкина в возрасте двух лет. Читать полностью

Спектакль с вишневым вареньем

Театр на Литейном одним из первых открыл новый сезон - 109-й по счету. Читать полностью
Реклама
Скульптура без  аплодисментов | Оксана Симатова - Петр Голощапов. «Вы уверены, что проснулись?». ФОТО автора

Оксана Симатова - Петр Голощапов. «Вы уверены, что проснулись?». ФОТО автора

ЦВЗ «Манеж», выполняя обещание показывать культурную жизнь российской столицы, представляет проект, посвященный 10-летию «Винзавода» - первого частного центра современного искусства в России. Москвичи привезли две очень разные выставки - «Лучшие фотографии России-2016» и «Ура... Скульптура!».

Фотографии - чистый глянец: непуганая природа, модные девушки, городские виды для путеводителей. Все предназначено зрителям, которые приходят на «Винзавод» приятно отдохнуть. Выставка работ 40 современных художников, сделанная активистом, художником и теоретиком Анатолием Осмоловским, - это исследование на тему возможности скульптуры в эпоху виртуальной реальности. Она адресована думающей публике.

Сразу оговоримся: третья выставка, которая одновременно открылась в Манеже, - персоналия известного бурятского скульптора Даши Намдакова, сочетающего этнику и классический модернизм, не имеет отношения к «Винзаводу» и его культурной деятельности.

Трем проектам оказалось тесно в Манеже. Особенно это заметно, когда на первом этаже насыщенные образами скульптуры Намдакова оказались рядом с гламурными фото. Очевидно, что чем-то надо было пожертвовать. На мой взгляд, частью фотографий, расширив пространство для Намдакова, выстроив для его произведений дизайн, освещение и т. д., которые не обязательны для показа выставочных копий снимков.

Впрочем, и «Ура... Скульптуру!» можно было сократить, показав по одной работе каждого автора. Проект собрал в основном скульпторов одного поколения - между 30 и 40 годами с примерно одинаковым послужным списком. Почему кто-то получает количественные преференции?

В любом случае кричать «ура» не хочется. Выставка производит устойчивое впечатление постмодернистского дежавю, напоминая Франца Веста, Эрвина Вурма, Тони Крегга, Леонида Сокова... Сюрреализм, поп-арт, соц-арт и их комбинации, все как в учебниках. Кстати, выставка Вурма проходила на «Винзаводе» в 2013 году и на информационном стенде отмечена среди лучших за 10 лет.

В кураторской статье Осмоловский пишет о диктате консервативного эстетического канона в монументальной скульптуре и некритическом отношении авторов таких произведений к прошлому. Это абсолютно справедливые замечания. Ловкие ваятели поставили на поток производство бронзовых царей и генералов, исторических и мифологических персонажей, не брезгуя установкой копий в разных городах.

Но если молодые авторы намерены принять вызов, то надо искать свои пути. Благо многие участники выставки получили по два образования - в классических художественных вузах и в школах современного искусства.

Возможные варианты - ирония и отсылка к классике - показаны на выставке. Черный объект из полиэстера Алины Клейтман напоминает цветочный бутон, зажатый в когтистой лапе хищной птицы. Все объясняет название - «Черная, очень черная и очень-очень черная магия».

Другой путь представляет объект из силикона «Уснул я почти мгновенно» Стаса Багса, отсылающий к знаменитой картине Андреа Мантеньи «Мертвый Христос». Скульптура лежит на парте, под которой установлена электрическая плитка. Тело как будто бы тает, показывая хрупкость и эфемерность произведений искусства. Но температура рассчитана так, что только слегка подогревает объект, утверждая живость искусства и преемственность творчества художников сквозь века.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook