Сезон начнется «Баней»

25 и 26 января на Новой сцене Александринского театра состоится первая премьера сезона - спектакль Николая Рощина «Баня», поставленный по пьесе Владимира Маяковского.

Сезон начнется «Баней» | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

О премьере и планах на этот сезон рассказали художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин и главный режиссер Николай Рощин.

- Ставят эту пьесу Маяковского довольно редко, - начал Валерий Фокин. - Я помню, пожалуй, только постановку, которую видел в Москве в Щукинском училище. И, конечно, спектакль Валентина Плучека, который много лет шел в московском Театре сатиры. А ведь в «Бане» много такого, что актуально и сегодня.

По словам Николая Рощина, ему вполне понятно, почему ставят редко:

- Это пьеса авангардная, ставить ее очень сложно. «Баня» написана в 1929 году. И там много сиюминутного. Но еще Всеволод Мейерхольд, по заказу которого Маяковский и написал «Баню», заметил, что там есть не только сиюминутное, но и вечное. Основная задача режиссера - вычленить это. И сохранить сюжет, энергию пьесы, ее ритмы и всю мощь Маяковского.

Николай Рощин признался, что его немного гнетет несчастливая судьба пьесы. Спектакль Мейерхольда провалился с треском:

- Это странно, потому что текст гениальный. Хотя существует такой парадокс: чем лучше текст, тем сложнее оказывается постановка.

В роли Победоносикова - заслуженный артист России Виталий Коваленко, а образ Фосфорической женщины воплотит Елена Вожакина. Оба актера тоже присутствовали на встрече с журналистами. В спектакле Мейерхольда Фосфорическую женщину играла Зинаида Райх. Она появлялась в футуристическом костюме, напоминающем комбинезоны космонавтов: все-таки прилетала из 2030 года, который тогда казался далеким будущим. Елена Вожакина предстала перед журналистами в алом костюме вполне современного покроя.

- Она будет в нем и на сцене, - пояснил Николай Рощин. - Ведь для нас 2030 год не будущее, а современность: рукой подать.

После пресс-конференции журналистам представили фрагмент спектакля. Как раз сцену, где чиновники оценивают постановку и делают свои замечания: «Ну конечно, искусство должно отображать жизнь, красивую жизнь, красивых живых людей. Покажите нам красивых живчиков на красивых ландшафтах и вообще буржуазное разложение...», «Да, да! Сделайте нам красиво!».

Режиссер не ставил задачу восстановить конец 20-х годов прошлого века во всех подробностях. Он сделал выбор в пользу вневременности. Потому и в костюмах (художник - Екатерина Копятева) смешиваются разные стили. В пальто и пиджаках чиновников от культуры можно узнать недавнее советское прошлое. Платья без талии, маленькие шляпки-колокол, длинные нити жемчуга, меховые горжетки представляют моду времен нэпа - их шили в мастерских театра по модным журналам конца 1920-х годов. Актеры, изображающие капиталиста и угнетенных рабочих, одеты в комбинезоны, которые напоминают о так называемой прозодежде.

«Баня» - из числа премьер театра, приуроченных к 100-летию революционных событий 1917 года.

- Мы попытаемся средствами театра осмыслить революцию. Ведь это событие перевернуло весь мир, и мы до сих пор ощущаем его последствия, - сказал Валерий Фокин.

25 февраля исполнится 100 лет со дня премьеры спектакля Всеволода Мейерхольда «Маскарад», которая совпала с событиями Февральской революции. Праздновать юбилей этого великого спектакля театр будет 8 и 9 марта. На Главной сцене покажут в эти дни спектакль Валерия Фокина «Маскарад. Воспоминания будущего». 9 марта на Новодевичьем кладбище торжественно откроют надгробие художнику Александру Головину, восстановленное силами Александринского театра. По словам Валерия Фокина, он надеется, что 9-го же состоится его диалог с Римасом Туминасом, который, как известно, тоже поставил «Маскарад» - в Театре им. Вахтангова. Разговор пойдет о спектакле Мейерхольда, театральной метафоре, традициях. Предполагаются также гастроли в Москве, где спектакль Фокина покажут на сцене Большого театра.

На конец февраля намечена премьера спектакля молодого режиссера Андрея Калинина «Марат/Cад», поставленного по пьесе немецкого драматурга Петера Вайса «Преследование и убийство Жан-Поля Марата, представленное актерской труппой госпиталя в Шарантоне под руководством господина де Сада» (1963). Спектакль состоится на Малой сцене Александринского театра, в седьмом ярусе. Андрей Калинин известен в Петербурге недавней постановкой в ТЮЗе спектакля «Носороги» по пьесе Эжена Ионеско.

Антон Оконешников, который поставил на Новой сцене «Двенадцать» Блока, весной начнет работу над футуристической оперой Михаила Матюшина и Алексея Крученых «Победа над солнцем». Премьера намечена на конец сезона.

Среди «революционных» премьер - «Оптимистическая трагедия» в постановке Виктора Рыжакова по пьесе Вишневского. Возможно, там будут какие-то переклички со знаменитым спектаклем, поставленным в 1950-е годы Георгием Товстоноговым. Этот спектакль в сентябре должен открыть XI международный театральный фестиваль «Александринский».

Пьесу Бертольта Брехта «Мамаша Кураж и ее дети» ставит на основной сцене один из лидеров европейского театра Теодорос Терзопулос.

Сам Валерий Фокин в сентябре предполагает приступить к постановке спектакля о молодом Сталине.

- Спектакль не будет выстроенным по хронологии, бытовым и связанным только с биографией Сталина. Там будут сталкиваться, общаться два Сталина - старый и молодой, - немного приоткрыл замысел Валерий Фокин. - Мне интересен материал, хотя я понимаю сложность этой темы. Я хочу просто честного анализа. Интересно понять, как в романтическом юноше, в котором много чего было заложено, мечта о всеобщей справедливости превращается в убеждение «Я - бог, я все могу и мне все позволено».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 012 {5874} от 24.01.2017.


Комментарии